Когда я подбирал себе лебёдку, то оказалось, что лебёдки комплектуются двумя видами тросов: металлическим и синтетическим. В то время я не знал, какая между ними разница – да и откуда было знать, если не пользовался ни тем, ни другим. Поэтому приобрёл лебёдку с металлическим тросом. Он более дешёвый, а выглядит весьма симпатично. Но, к сожалению, симпатичный он только пока ещё ни разу не разматывался с барабана. Потому что намотать его обратно так же аккуратно вряд ли получится.
Но в первое время я не так часто пользовался лебёдкой, поэтому металлический трос меня более-менее устраивал.
Однажды так случилось, что мне потребовался удлинитель для лебёдки (точнее сказать – приспичило себя порадовать чем-либо), и тут уже выбор сократился до единственного варианта. Ну, не металлический же трос с собой возить, им и пользоваться сложно, и в бардачок не уложить. И тогда я расщедрился и для изготовления удлинителя купил синтетический трос из волокна Dyneema, первый раз увидев наглядно, что же это такое.
Иногда такой трос называют кевларовым, но это неверно. Кевлар плохо пригоден для производства тросов: он не очень хорошо держит нагрузку на разрыв, плохо переносит ультрафиолет, портится при намокании. Тросы же из волокна Dyneema имеют в своей основе полиэтилен, стойкий к воде и умеренно-агрессивным средам, а также ультрафиолету. Именно из такого волокна производятся тросы для лебёдок.
Трос мне так понравился, что я в скором же времени заменил и штатный металлический трос лебёдки на синтетику.
Что же такого особенного в синтетическом тросе? Рассмотрим его плюсы и минусы.
Преимущества синтетического троса
Синтетический трос очень мягкий. Им легко манипулировать, легко наматывать обратно на барабан: не нужно для этого прикладывать усилий. А вот металлический трос жёсткий, трудно укладывается на барабан, при неравномерной намотке (в режиме лебежения) проваливается внутрь, что приводит к закусыванию.
Синтетический трос очень прочный, ни в чём не уступая по прочности стали и даже превосходя её. Трос диаметром 5 мм способен выдержать нагрузку в 2800 кг! При этом он вообще не растягивается и не пружинит.
Синтетический трос не заламывается и не запутывается. Металлический же легко может перекрутиться (заломаться), и его будет невозможно восстановить назад. Место залома в дальнейшем может превратиться в место обрыва. Металлические струны при использовании периодически рвутся, трос становится колючим и цепляющимся за руки.
Синтетический трос абсолютно травмобезопасен, при обрыве не наносит повреждений технике и людям. Металлический же при обрыве очень сильно пружинит и отлетает назад, что может не только разбить технику, но и нанести увечья человеку. Для металлического троса нужно использовать так называемые тросогасители, но разве кто-то этим озабочивается?
Очень легко заплетается. Если вдруг порвался синтетический трос, то его легко заплести в единое целое, для этого не нужны инструменты. Место плетения очень компактное, трос без проблем пройдёт сквозь клюз и намотается обратно на барабан. В случае с металлическим тросом это невозможно.
Недостатки синтетического троса
Может завязаться узлом, если не уследить при раскладке. Если использовать удлинитель троса, нужно внимательно следить, чтобы перед началом работы на нём не было узлов. Хоть синтетика и развязывается довольно легко, всё-таки это потребует определённых сил.
Боится абразивной грязи (песка). Это может привести к разлохмачиванию волокон. Если трос сильно загрязнится в процессе работы, его потом нужно будет промыть.
Боится задиров на барабане и роликах тросоукладчика. Ролики категорически рекомендуется заменить на алюминиевый клюз.
Высокая цена. В несколько раз дороже металлического.
Практика
Что касается эксплуатации, это просто небо и земля! Если раньше для меня работа с лебёдкой была хоть и не пыткой, то делом неприятным, то с синтетикой она превратилась в наслаждение. Я напрочь забыл, что такое закусывание троса, шаманские пляски при размотке, уколы рук от заусенцев. Лёгкость сматывания и укладки синтетического троса просто не сопоставимы с металлическим. Особо досаждало, что металлический трос при неровной намотке проваливался к центру барабана, где его зажимало между другими витками, да так, что иногда руками вытащить было невозможно. Приходилось цеплять лебёдку к дереву и на заднем ходу постепенно выдёргивать трос. И так практически каждый раз. В общем, сплошные мучения. С синтетикой я про это просто забыл.
Однако мне потребовалось сделать две вещи: во-первых, заменить роликовые направляющие на клюз (это дополнительные расходы), во-вторых, отполировать барабан мелкозернистой шкуркой. Но это скорее удовольствие, потому что я вообще люблю поработать руками.
Я купил недорогой синтетический трос диаметром 5 мм по 90 рублей за метр (15 метров на лебёдку и 15 метров на удлинитель). Это оказался вполне качественный российский трос Коломенского производства, однозначно стоящий своих денег. Помимо низкой цены, у него есть и ещё одно важное преимущество: трос официально сертифицирован! То есть, разрывная нагрузка 2800 кг подтверждена испытаниями. Кроме того, в отличие от сравнимых по цене китайских тросов, этот трос очень стоек к распушиванию. У меня в ходе многочисленных применений он хоть и полинял, но форму свою сохранил полностью, при том, что я никак особенно за ним не ухаживал и ни разу не стирал. Правда, я всегда старался, чтобы он не попадал в грязь при разматывании.
Трос я заплетал самостоятельно, купив предварительно коуши. К сожалению, я не догадался задокументировать процесс плетения на фото, но в Интернете есть много хороших статей на тему «Как заплести синтетический трос».
Вообще, синтетический трос, как я уже писал выше, относительно нежный. Поэтому нужно избегать контакта троса с задирающими поверхностями. И для этого при лебежении правильно применять корозащитную стропу. Она убережёт и дерево от передавливания коры (хотя по практике могу сказать, что кора, особенно дубовая, абсолютно не повреждается, у квадрика вес маловат), и трос – от перетирания. Вот как должно проводиться правильное лебежение:
А вот так делать неправильно:
Правда, иногда мне было лень доставать корозащитную стропу. В принципе, кора-то всё равно не повреждается, и трос тоже. Но как-то это неправильно. И я исправляюсь :).
Подводя итоги, я просто хочу сказать, что синтетический трос – это однозначно стоящее своих денег приобретение, и рекомендую его всем!
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Подскажи, что за трос купил и где? Хочу себе приобрести не дорогой, но качественный.
Я покупал в magazin4x4.ru трос 5 мм коломенского производства, сертифицированный (в отличие от китая). Сейчас он подорожал, по 120 руб за метр.
Мидас спасибо, я на том сайте глянул название и артикул и нашёл за те-же 90р за метр тут: id77.ru Ещё раз спасибо. Да ты в курсе АТК Клаб подняли на новом движке, если у тебя линк ведёт в личный кабинет, то сотри всё что после .ru и попадёшь на форум, а то старые линки более не работают (forum.atvclub.ru)
P.S. На клабе я Ametist.
А-а-а, конечно же я тебя знаю :). На АТВ-клуб пока времени нету, сейчас совсем загружен :(. А что восстановили, я знаю.
Кстати твой ресурс прямо мини бэкап, столько полезной инфы сдохло, да и линки на сообщения и нужные темы всё можно выкинуть, а у тебя многие вещи продублированы + ты сам всё это делал.
Надеюсь с квадром ты не завязал ;)
Не, не завязал :). Хотя в прошлом месяце еще ни разу не катался – никак не получалось! Ну ничего, вроде сейчас полегче со временем будет, и с погодой получше – так что еще покатаемся :).
Сори что вторым сообщением, совсем забыл, случаем не в курсе сколько метров залезет на штатный барабан СФской лебёдки? брать так же 15м как и ты?
Про штатную не знаю, у меня Т-макс 3000, влезло 15 метров спокойно, даже еще больше бы влезло. Соответственно, я бы и брал 15, ну в крайнем случае отрезать проще, чем нарастить ;).
К недостаткам синтетического троса можно отнести еще и проблемы при работе в отрицательные температуры. Если синтетический трос намок на барабане лебедки и замерз, то размотать его без повреждений вряд ли получится. С металлом этой проблемы нет.
Неоднократно разматывал после ныряния в воду (и замерзания), проблем ноль. Он очень прочный, льдом трос не порвешь.