Я довольно часто в форумах и группах встречал такой вопрос, что у владельцев квадроцикла перестаёт работать лебёдка. Например, она на размотку работает (включается), а на смотку – нет. Причиной этому, как правило, является какая-либо проблема с реле лебёдки (соленоидом). Вот и у меня возникла проблема, когда лебёдка сматывается, но не разматывается (вообще нет никакой реакции при включении режима OUT). Я разобрал реле для поиска неисправности… и получилось как-то непонятно и нелогично, но не поделиться я своим опытом не могу.
Приблизительно представить, в чём неисправность, можно даже не разбирая реле. Нужно пощёлкать переключателем работы лебёдки. Если в обоих режимах слышен чёткий щелчок реле (его нельзя ни с чем перепутать) – значит, само реле исправно, то есть, его катушки (электромагниты) целы. Если реле щёлкает только в одном режиме (или вообще не щёлкает), то вероятна проблема либо с обмоткой какой-либо катушки, либо с питанием катушки (или даже обеих катушек). Это как раз мой случай: у меня на смотку реле щёлкает, лебёдка крутится, а на размотку – тишина.
Также, в случае, если нет щелчка, возможна неисправность и самого переключателя. Чтобы его протестировать, нужно открыть его корпус (он легко вскрывается при откручивании стягивающих винтиков) и закоротить центральный и боковые контакты отвёрткой. Центральный контакт – общий, а по бокам от него – контакты, управляющие режимами работы лебёдки.
В моём случае оказалось, что эффект от замыкания контактов ничем не отличается от обычной манипуляции переключателем: один режим отвёрткой включается, другой – нет. Значит, можно предположить, что переключатель в порядке, и надо осмотреть реле.
Реле лебёдки обычно находится под сиденьем (если лебёдка штатная), но у меня оно размещено под капотом, так как я устанавливал лебёдку самостоятельно. С того момента я напихал ещё много проводки под капот квадроцикла, поэтому до реле добраться оказалось непросто.
Но извлекается оно всегда без проблем: силовые провода на гайках, управляющие на разъёмах. Обязательно нужно подписать все контакты и провода, прежде чем отсоединять их.
Вот корпус соленоида у нас в руках. Он также вскрывается без проблем, винты находятся под резиновыми заглушками.
Здесь мы видим контактные группы, через которые и проходят токи, питающие мотор лебёдки, а также две катушки (соленоиды), которые включают перемычки, замыкающие эти контакты.
Прежде чем разбирать эту головоломку из железочек, надо либо их сфотографировать, либо подписать, чтобы потом не запутаться при сборке.
Проблема может быть с нагаром в местах контактов (это когда реле щёлкает, а лебёдка работает лишь в одну сторону). Его необходимо зачистить мелкозернистой шкуркой, либо как я – дремелем.
Ну, и если у вас есть мультиметр, то очень неплохо бы проверить катушки. Можно просто прозвонить на целостность, а можно и на 100% убедиться в исправности или неисправности катушек. Это делается в режиме измерения сопротивления. Сопротивление исправной катушки должно быть в районе 4 Ом. Соответственно, между центральным и боковыми управляющими контактами должно быть по 4 Ома, между боковыми – 8 Ом. Если мультиметр показывает 0, значит, где-то оборван контакт или сгорела обмотка.
У меня сопротивление катушек нормальное; осмотр проводов, ведущих к контактам, тоже никаких проблем не выявил.
В общем, в данном случае оказалось, что обе катушки у меня исправны, нагар на контактах минимальный. То есть, ярко выраженную неисправность я так и не обнаружил. Однако когда собрал всё назад, лебёдка заработала нормально. Не могу сказать, что меня это сильно обрадовало, поскольку по сути оно «починилось» само, а значит, может и опять сломаться. Но зато получилась небольшая статья. Надеюсь, кому-то она пригодится.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Может был как раз комплекс проблем и при разборке и сборке они сами порешались :) Кстати при следующем выходе из строя может стоит сопротивление на концах проводов замерить, мало ли где по дороге чё перетёрлось, обломилось и так далее?
Попробую. У меня, к счастью, еще есть полный комплект лебедочный, включая саму лебедку :), так что я особо не переживаю. Вообще, никакого криминала на контактах я не увидел, ничего не ржавое особо (кроме одной шайбочки), не гнилое…
Случилось у меня, что лебёдка в начале стала реагировать только на смотку. А потом и вообще отказалась работать. По незнанию полез в начале в лебёдку, с мыслью заодно и обслужить её. Когда достал и посмотрел, то понял, что немудрено. Лебёдка была в ужасном состоянии. Что мог – почистил. Собрал назад. Проверил – не работает. И подзабил я на эту тему, параллельно подыскивая новую лебёдку себе. А потом на форуме увидел, что проблема может быть и в соленоиде. Полез смотреть свой. И когда его извлёк, то понял, что слова предыдущего владельца квадра (не, не топил я его, так, по дачам катался) были наглым и безбожным враньём. Вылил из корпуса немного водички :) посмотрел общее состояние… и заказал на АлиЭкспрессе новый. Поставил его – лебёдка с радостью зажужжала в обоих направлениях.
Я тоже не топил, но по рекам и болотам катался :). У меня в лебедке тоже трындец был (я уже публиковал статью о переборке лебедки). И под капотом (где у меня соленоид), тоже все залитое, хотя под воду он ни разу не погружался.
Реле щёлкает при нажатии кнопки на руле,что в одну, что в другую сторону, при этом лебедка не реагирует. Подскажите в чем может быть причина? В лебедке или в реле?
Скорее всего, лебедка, конечно. Но может быть, и провода где-то по пути отвалились. Может и в реле быть проблема – тоже с контактами…
Добрый день. вы решили свою проблему с лебёдкой? Что было? как решили проблему? У меня то же реле щёлкает но лебедка не крутится
Проверьте щеточный узел в лебедке.
Спасибо автору за качественную статью и фото. На моём РМ 650-2 2015г.в. перестала работать лебёдка на выход(размотку). Понятно было, что т.к. потребление большого тока должно быть реле с мощным контактором. Не знал где искать а под капот лезть пришлось бы много демонтировать. Оказалось прямо под сиденьем, рядом с АКБ. Всё тоже самое, только РМщикам можно не демонтировать сам контактор. Достаточно снять все клеммы и верхнюю крышку. Попала влага и на одном соленоиде слой ржавчины не давал пружинам достаточно плотно смыкать контакты, в результате чего они подгорели от искры. Нагар увеличил сопротивление, или стержень соленоида перестал выходить вообще трудно сказать, но после качественной чистки всё заработало. ЦИАТИМ-221(универсальная тугоплавкая смазка) спасёт мир своей способностью герметизировать неплотные соединения и не таять при нагревании. Слава Богу как-то сохранилась банка после ухода со службы…сейчас в продаже её вряд ли найдёшь. Ещё раз спасибо автору за статью.