У меня на обзоре последняя на сегодня модель самоката компании Airwheel – это электросамокат Airwheel Z5. Она была разработана данной компанией после выхода первенца, Z3, с целью учесть все пожелания и замечания потребителей и сделать самокат более функциональным и удобным. Ну что же, за это время и я стал более въедливым критиком, поэтому будет очень интересно проследить за тем, что улучшилось, а что ухудшилось.
Я специально не хочу сводить обзор к сравнению одной модели самоката с другой. Поэтому буду делать всё, как положено – последовательно рассказывать то, о чём уже не раз говорил в предыдущих обзорах.
Электросамокаты сегодня – это очень популярный вид городского транспорта. Самокат уже давно перестал быть игрушкой или просто спортинвентарём. Он научился выполнять задачи: перевозку пассажира к месту назначения. А область применения осталась такой же широкой: вы можете ездить на электросамокате на работу, в магазин, а можете отправиться в парк на прогулку. Либо просто кататься по тротуарам и любоваться красотами своего города.
Электрические самокаты, конечно, не заменяют городской транспорт. Они предназначены для коротких поездок – 5-10 км. Именно такое расстояние не напрягает ездока физически и не утомляет затянувшейся продолжительностью поездки. Конечно, это если речь идёт об утилитарном использовании, а если вы применяете самокат для отдыха – тут уже нет никаких ограничений кроме ёмкости аккумулятора.
Существует несколько классов электросамокатов: и детские, и средние (как тот, что на обзоре), и гораздо более серьёзные – с большой мощностью, высокой скоростью движения и конструктивно рассчитанные на более активную езду. Для начинающих однозначно лучший выбор – это такой средний класс, как Airwheel. На нём невозможно убиться, при этом он реально доставляет удовольствие от езды и безусловно способен выполнять полезную транспортную функцию.
Итак, вот он какой – электрический самокат Airwheel Z5.
Высота Airwheel Z5 до рулевой перекладины 107 см (регулируется до 115 см), длина 84 см, ширина руля 64 см. Масса – ровно 13 кг.
Это по-прежнему один из самых компактных самокатов – длину рамы сохранили точно в том же размере, что и было у Airwheel Z3. Короткая база делает самокат более маневренным в тесных пространствах. Например, его удобнее затаскивать в помещение или лифт, чем более длинных собратьев, он занимает меньше места в вагоне поезда метро. Однако есть и другое мнение, что длиннорамный самокат более устойчив на дороге. Проверить это я не могу, но по своему опыту скажу, что у меня ни на одном Airwheel не было ситуации, даже близкой к падению. Поэтому небольшую длину рамы я считаю однозначным плюсом.
Руль, однако, несколько выбивается из характеристик компактности. Его размах – аж 64 см. Зачем он такой широкий, я не знаю. С одной стороны, он более стабилен при рулении. Скажем, Z5 гораздо легче рулится одной рукой, чем Z3, у которого ширина руля 37 см. Но зато большая ширина руля сразу создаёт и кучу мелких неудобств. Скажем, через турникет в метро уже не пройдёшь, как минимум одну ручку необходимо складывать. При езде по тротуару сквозь толпу пешеходов требуется больший боковой интервал, чтобы никого не задеть. Или когда вы едете по дворе между припаркованных машин, у вас меньше места чтобы, например, уступать дорогу движущимся навстречу автомобилям. В тесном пассажирском лифте руль занимает половину кабины. Конечно, это всё ощущается, когда есть, с чем сравнивать – возможно, не будь у меня Z3, я бы не обратил на это внимания. Тем не менее, я знаю нескольких людей, которым больше нравится такой широкий руль. Но вот что ещё расстроило – это угол поворота руля, она ограничен всего лишь 90 градусами: по 45 налево и направо. При езде этого, конечно, достаточно, но вот для тесных пространств этого мало. Z5 трудно развернуть в лифте, даже грузовом, его сложнее разворачивать в вагоне метро или парковать в тесном закутке магазина.
Рама самоката выполнена из литого алюминия. Она выдерживает вес ездока до 100 кг, но не пытайтесь с такой массой прыгать на Z5 с бордюров. Он на такую экстремальную эксплуатацию не рассчитан – прыжки грозят переломом рамы.
У Z5 рулевая стойка совершенно свободна от оборудования, никаких аккумуляторов на ней не висит. Вся электрика переехала в нижнюю часть, что, конечно, более удобно и красиво с точки зрения дизайна.
Хорошо зарекомендовавшая себя конструкция складных платформ для ног применена и здесь. Две подножки раскладываются, создавая площадку шириной 30 см и длиной 20 см. А всего между аккумулятором и задним крылом 25 см. Вот такая классная площадка. Положение ног при езде – самое удобное, и на Z5 можно кататься продолжительное время, абсолютно не испытывая никакого дискомфорта от непропорциональной нагрузки на ноги.
Переднее колесо здесь камерное, пневматическое, имеет диаметр 200 мм (8 дюймов) и ширину 50 мм. Подкачивается оно с помощью обыкновенного велосипедного насоса или автомобильного компрессора. Чтобы самокат хорошо ехал и чтобы не падал его пробег, необходимо следить за давлением в колесе и подкачивать до 2,5 атм при необходимости.
К колесу у меня никаких замечаний нет: покрышка ровная, диск разборный (это очень удобно при замене камеры или покрышки), подшипники крутятся хорошо, ничего не подтормаживает, не задевает, не клинит. Да ещё и размер стандартный – легко будет найти запасную резину при надобности.
Пластиковое крыло имеет правильную выгнутую форму и размеры, полностью защищая ездока от брызг.
В Airwheel Z5 применён двойной амортизатор передней вилки. Ну, просто одну мощную пружину заменили на две не очень мощных. Амортизатор здесь просто пружинный, никакой он не масляный, как я прочитал в одном из обзоров.
При этом получился очень интересный эффект. Передняя подвеска ведёт себя изумительно: она глотает практически любые неровности. Трещины на асфальте, даже очень большие, не замечаются вовсе. Это у меня в течение всего процесса покатушек вызывало когнитивный диссонанс: трещина есть, а удара нет, как такое может быть? Но, поскольку задняя подвеска не подрессорена вовсе, то конечно же, трещину вы всё-таки потом почувствуете.
В целом же, езда на Z5 очень комфортна, разница по сравнению с Z3 ощутима. По мелкой тротуарной плитке вы едете, как по ровному асфальту – слышен только шум, но нет почти никакой вибрации.
И всё было бы хорошо, но повышенная мягкость передней подвески приводит к тому, что руль (его верхняя часть) при езде ходит взад-вперёд относительно базы самоката. Ведь вилка установлена не строго вертикально относительно земли, а под углом. Это гуляние рулевой перекладины малость раздражает и требует привыкания. Конечно, это мелочь, которую замечаешь только в сравнении, но раз уж я обещал себе быть честным и въедливым, то не могу это не отметить.
Под левой складной платформой, как и у Z3, у Airwheel Z5 имеется откидная подножка для фиксации самоката в вертикальном положении. Подножка удобная, работает хорошо и держит самокат при любом положении руля, причём с запасом – вы даже можете повесить на ручку пакет с вещами, и самокат сохранит устойчивость.
Правда, как и на предыдущей модели, подножка скрадывает 2 сантиметра клиренса у самоката, а он здесь и так невелик – всего 5,5 см. С учётом подножки до земли остаётся примерно 3,5 см, поэтому вы часто будете цеплять ей бордюрчики и иные препятствия. Не знаю, не могу сказать, чтобы это сильно удручало лично меня.
Задняя подвеска не имеет амортизатора, а покрышка у заднего колеса цельнолитая, что, с одной стороны, делает её стойкой к проколам, а с другой – более жёсткой, и это ощущает ваш позвоночник. Но в целом, подвеска у Airwheel Z5 безусловно комфортна.
Заднее крыло полностью облегает верхнюю и боковую часть колеса со всех сторон, поэтому совершенно нереально забрызгать себе ноги, катаясь по лужам.
Под самим крылом расположено мотор-колесо номинальной мощностью 350 Вт. С помощью этого двигателя самокат приводится в движение. Вообще, по моему мнению, 350 Вт – это минимум для 8-дюймового самоката. Если бы там стоял мотор мощностью, скажем, 200 Вт, уже половина обычных горок стала бы для ездока недоступной – точнее, ему пришлось бы «включать» собственную ногу в помощь самокату. А вот Airwheel Z5 спокойно везёт в гору, развивая в сложных условиях мощность до 700-800 Вт.
Мотор-колесо здесь практически бесшумное. Даже у Z3 колесо по характеристикам хоть и аналогичное, но его «троллейбусный» звук слышно, а здесь – нет. Впрочем, это вполне могут быть индивидуальные особенности у тестируемых мной моделей, поэтому заостряться на этом не буду.
Как уже говорилось выше, самокат предназначен для ездоков массой до 100 кг – и мотор легко переваривает этот вес. Разгон быстрый, максимальная скорость Airwheel Z5 составляет 20 км/ч, но есть одна хитрость со скоростью, о которой я скажу чуть позже. Бесколлекторный двигатель обеспечивает заметную (ощутимую) тягу на любом промежутке скорости. Это вам не ДВС, это электричество! Вся прелесть электросамоката – именно в бесшумном, но ощутимом ускорении, когда ты нажимаешь курок газа, а он тянет вперёд.
С правой стороны заднего колеса находится барабанный тормоз. Я поддерживаю такое решение: с одной стороны, он очень эффективный – вы можете затормозить до юза, с другой – тормоз именно в заднем колесе более безопасен, чем передний, так как гораздо сложнее сделать непреднамеренный кувырок. Барабанный тормоз хорошо защищён от попадания грязи вовнутрь, поэтому он очень медленно изнашивается и, в общем-то, не нуждается в обслуживании. В работу тормоз приводится от ручки, расположенной слева на руле.
И совсем сзади находится габаритный светоотражатель красного цвета, выполняющий также функцию стоп-сигнала. Внутри у него имеются 5 светодиодов, загорающихся при торможении. Кстати, при торможении автоматически отключается двигатель самоката.
Светодиоды, конечно, видно только в темноте.
Вот руль самоката со стороны ездока. О его минусах я уже говорил, теперь рассмотрим конструкцию и элементы управления.
Да, в комплект самоката входит ещё рулевое магнитное крепление для смартфона, но у меня на обзоре его не было. Оно устанавливается в центральную часть руля – на фото выше видно резьбу под крепление.
Слева находится ручка тормоза и простой велосипедный звонок.
Всем этим удобно пользоваться, вопросов никаких нет.
Сами ручки (грипсы) сделаны из хорошей резины – точнее, не резина это конечно, а полимер какой-то, но я в их видах и названиях не разбираюсь совсем. Скажу лишь, что форма анатомическая, с выступом под ладонь и выемками под пальцы. Правда, то ли выемки эти нестандартные, то ли руки мои не такие, но стопроцентного попадания одного в другое нет. Но это не беда, на комфорте никак не сказывается. Ручки ухватистые, не пахнут, полимер плотный и, видимо, износостойкий.
На правой рукоятке расположен курок газа и индикатор уровня заряда батареи.
Алгоритм индикатора точно такой же, как на остальных самокатах Airwheel: все три светодиода обозначают полный заряд, при 50% горят только жёлтый и красный диоды, при 25% только красный, и при 10% или ниже ничего не горит. Индикатор заметен при дневном освещении, кроме, пожалуй, красного диода – он по-прежнему непропорционально тусклый.
Курок газа приводит самокат в движение. Но почему-то у Airwheel Z5 параметр «нажатие/скорость» совсем не линейный. Первые 90% процентов хода курка самокат едет очень медленно, а вся мощь его сидит в оставшихся 10% хода. Это не очень удобно, хотелось бы более линейного дозирования. Ну какой мне смысл оттачивать мастерство езды на скорости 5-10 км/ч? Лечится только одним способом – привыканием и совершенствованием опыта.
В отличие от резвого норовистого коня Z3, у Airwheel Z5 алгоритм ускорения реализован по-другому. При старте из положения покоя, как бы вы ни нажимали курок, самокат не рванёт вперёд, скидывая ездока. Он начнёт разгоняться очень плавно в течение примерно 2 секунд, и лишь потом вам позволят почувствовать мощность двигателя. Только после набора какой-то минимальной скорости с двигателя снимается демпфирующее ограничение разгона, и далее на всём диапазоне скоростей он ускоряется очень бодро, никак не уступая Z3-му.
Сделано это, очевидно, для того чтобы избежать падений при старте. На Z5 вы можете сразу стартовать, не отталкиваясь ногой и не отвлекаясь на интенсивность нажатия курка газа. Это однозначно полезно для новичков. Но это и очередная палка о двух концах. Любой новичок очень скоро научится контролировать свой самокат, резвый он или нет. А вот если мотор запрограммирован так, что он не даёт ездоку возможности резко ускориться, с этим ничего поделать уже нельзя. И мне, как уже самокатчику с опытом, постоянно не хватало этого ускорения после въезда на подъём тротуара после бордюрчиков. Тут бы ускориться, чтобы быстро преодолеть подъём, но нет, это невозможно.
Ещё заметил такой косячок конструкции ручек руля. Они (сами алюминиевые трубки) вкручены в фиксирующие втулки на резьбе. Соответственно, обе ручки закручены по часовой стрелке. Теперь посмотрите, что происходит при езде. Вы давите ладонью на нижнюю часть рукоятки, создавая вращающее усилие. Это усилие на левой ручке направлено по часовой стрелке, в сторону закручивания. А на правой ручке наоборот – в сторону откручивания. Поэтому правая ручка при езде потихоньку, по чуть-чуть проворачивается, и её приходится возвращать обратно. Думаю, тут необходима простая разборка механизма ручки и установка её на фиксатор резьбы. Впрочем, вполне допускаю, что это недостаток лишь моего экземпляра.
Идём дальше. Что-то я убежал от второй по важности компоненты самоката – его батареи. Исправляюсь. Аккумуляторная батарея расположена в нижней передней части рамы. Это правильное решение: руль лучше сбалансирован, на нём ничего не висит и не мешается.
Аккумулятор съёмный, построен на 20 литиево-ионных элементах 18650 ёмкостью 2200 мА·ч производства LG (марка элементов – MF1). Общий заряд батареи, таким образом, равен 4,4 А·ч, или 162,8 Вт·ч. Это небольшая ёмкость. Честно сказать, я не тестировал данный самокат до состояния, когда он уже отказывается меня везти. Но если брать данные от аналогичного по характеристикам мотора и аккумулятора Z3, то мой пробег на нём составлял 14-17 км. Я думаю, примерно так же получилось бы и на Z5, ведь повторюсь ещё раз – характеристики у этих моделей аналогичные. При езде нужно учитывать, что батарея разряжается нелинейно: сначала очень быстро, потом очень медленно. Когда на ней остаётся 5-10%, вполне можно проехать еще около 5 км по ровной поверхности.
Все точные данные об аккумуляторе, текущей скорости, пробеге и времени езды доступны через приложение Airwheel, устанавливаемое на смартфон под управлением Android или iOS. Смартфон связывается с самокатом по Bluetooth, пароль для связи 11111111.
Как видно на фото выше, на аккумуляторе расположена кнопка включения самоката, разъём для подключения зарядного устройства (под заглушкой) и разъём питания USB на 5 вольт. Конечно, расположение аккумулятора внизу самоката – это верно, но вот теперь чтобы его включить или выключить, приходится нагибаться. За правильность платим удобством!
Разъём USB вообще довольно странноват. Потому что фактически он может использоваться только для питания фары (о ней чуть позже). Конечно, в него можно воткнуть провод питания смартфона или навигатора, либо видеорегистратора. Но во-первых, для этого нужен довольно длинный провод. Во-вторых, тогда будет болтаться свободный разъём фары, ну и сама фара уже будет недоступна. А ещё рано или поздно по торчащему штекеру вы долбанёте ногой, что приведёт к поломке либо разъёма, либо штекера. Это не говоря уже о том, что витой кабель фары и так создаёт тянущее усилие на разъёме. Неоднозначное решение, в общем.
И ещё одна странная странность, что аккумулятор невозможно использовать отдельно от самоката в качестве повер-банка. Потому что он банально не включится! Если аккумулятор не установлен в самокат, то нажатие кнопки питания ни к чему не приведёт: ток на USB-разъёме не появится.
К плюсам же относим то, что батарея съёмная. Нужно лишь потянуть фиксатор…
… и аккумулятор можно доставать из рамы. Это удобно и потому, что вам не нужно тащить весь самокат домой, чтобы его подзарядить. И потому, что туда легко установить сменный аккумулятор.
Дополнительные аккумуляторы есть в продаже, правда, стоят недёшево. Хотя странно – ведь в отличие от Z3, электроники внутри нет (кроме платы управления элементами BMS). Но в любом случае, это даёт возможность возить с собой дополнительную батарею (её масса, кстати, всего 1,3 кг).
Ну, а зарядка производится с помощью комплектного устройства (42 вольта, 2 ампера) и занимает 2 часа.
Батарея и двигатель разгоняют самокат Airwheel Z5 до 20 км/ч. Это скорость не холостого хода, это рабочая скорость самоката на горизонтальной асфальтовой дороге. Скорость вполне достаточная для 8-дюймовых колёс. Быстрее, быть может, и хочется, но лучше не надо. Безопасность всегда на первом месте! Это не шутки.
Но, в отличие от Z3, у Z5 есть одна полезная фишка: его диапазон скоростей имеет не 15 позиций, а 16. Правда, 16-я скорость у него по умолчанию заблокирована, но её можно включить через приложение Airwheel. При этом скорость самоката возрастёт на 3 км/ч! И, как мне показалось, увеличится также тяга в гору. Однако при выключении самоката настройка забывается.
16-я скорость мне очень понравилась.
Вообще, самокат бодренько идёт как по прямой, так и в горочку – мощности хватает. Вы вряд ли ощутите её недостаток.
Ещё из улучшений – на руле появился крючок для сумок/пакетов. Этот же крючок используется для фиксации сложенной рулевой стойки (чуть позже об этом). Крючок реально очень удобный, на него можно повесить пакет – а ведь на Z3 мне приходилось вешать пакет на ручку. Правда, и тут не без нюанса. Крюк ведь подпружиненный, и если вы везёте что-то массой более чем 100 грамм, он при езде начинает раздражающе стучать по трубе (пробивая, кстати, в ней краску).
К счастью, проблема решается легко: нужно спустить в район контакта силиконовое кольцо-держатель кабелей.
Но это ещё цветочки. Повторно посмотрите внимательно на фото выше. Видите прорезь-канавку в серебряной стойке руля? Эта канавка как бы фиксирует руль от проворота влево-вправо. И фиксация бы хорошо работала, если бы по канавке в ответной части ходил какой-то длинный выступ-фиксатор. Но ничего длинного там нет, в качестве ответной части фиксатора используется резьбовая часть чёрного винтика, который видно на том же фото. Может ли такой маленький штырёк обеспечить надёжность в таком мягком металле как алюминий? Нет! Поэтому руль очень скоро начнёт люфтить влево-вправо, как только винтик продолбит стенки направляющей канавки. У меня самокат был уже с люфтом, а по длине всей канавки можно было обнаружить вмятины, которые образуются почти сразу же после установки руля на ту или иную высоту. Это промах разработчиков.
Также на фото вы видите зажим, фиксирующий руль при его вертикальной регулировке. Вообще, у Z5 руль довольно высокий. Для низких людей, как мне кажется, он будет неудобен даже в минимальном положении. Его можно лишь выдвинуть ещё выше – на 7-8 см, это совсем для великанов, наверное.
Ну, наконец, о главной фишке Airwheel Z5 – его системе складывания.
Вот здесь, он, безусловно, на коне. Механизм складывания, прост, удобен и очень быстр.
Ручки складываются так: нужно оттянуть втулку…
… и сложить их.
Просто секундное дело. Разложить-то ещё проще: надо просто поднять ручки, всё делается реально за одно мгновение!
Рама складывается так же быстро: поднимаем стакан…
… и складываем стойку.
Крючок вставляем в паз на заднем крыле.
Самокат полностью сложен! Это очень быстро, и что порадовало: в сложенном виде он отлично сбалансирован, не падает, и максимально компактен.
Можно класть в багажник и везти.
При переноске (если необходимо нести в руках) нет никакого дисбаланса, его очень удобно держать за рулевую стойку.
В общем, за складывание 5 баллов честно. За раскладывание – вообще 5+, нужно лишь просто поднять стойку и просто поднять ручки. Секунда! Кому необходим быстро складывающийся самокат – Airwheel Z5 однозначно удовлетворит данную потребность.
Минус быстроскладных ручек лишь в люфте – увы, по-другому данный механизм работать не может, тут либо компактность, либо отсутствие люфта. Ну и надо быть аккуратным, не трогать те внутренние части, где имеется износ металла, иначе руки сложно отмыть от чёрной алюминиевой пыли. А вот, кстати, рулевой шарнир не люфтит.
Продолжаем внешний обзор.
Как я уже говорил, съёмный аккумулятор не содержит в себе почти никакой электроники. Контроллер мотор-колеса, а также модуль Bluetooth для связи со смартфоном находится в раме самоката. Вот там, под днищем.
С одной стороны, чем ближе к земле, тем ближе и к воде. С другой стороны, попробуй туда чего снизу залей ещё. Если не ездить по колено в воде, я не думаю, что может случиться что-то страшное с электрической частью. Тем более, производитель заявляет о защите от дождя.
И говоря об электрике, нужно вернуться к фаре, о которой мы почти забыли.
Представляет она собой велофонарь на основе светодиода Cree XM-L. Номинально он имеет мощность 10 Вт, но конечно же, горит не в полную яркость. Мне не удалось замерить ток потребления, но скорее всего, он аналогичен фаре на Airwheel Z3T, где потребляемая мощность составила около 7 Вт. Отражатель у фары гладкий, что даёт ярко выраженное центральное пятно и слабую боковую засветку – так называемый дальний свет.
Вот только кнопка включения у фары расположена не на руле, а на самой фаре сзади. Подлезть туда можно только тонким пальцем, плюс, конечно, нужно нагибаться, и нет возможности оперативно включать/выключать фару.
Фара установлена на стальной скобе, это даёт возможность легко регулировать угол наклона. Но расположение внизу – неудачно. Фара либо светит прямо перед собой, либо – если её настроить на освещение в 10-метровой зоне – слепит встречных водителей. Да, мне реально мигали дальним светом, когда я ехал по тротуару. Увы, хорошее освещение из такого положения невозможно в принципе. Фара должна быть на уровне рулевой перекладины, и только так.
Но тем не менее, фара работает, дорогу она освещает, так что польза в её наличии несомненна даже при такой конструкции.
Вот, пожалуй, и разобрал я до косточек все преимущества и недостатки самоката. Да, косяков выискалось довольно много – но тут нужно учитывать, что я уже знал, где копать и с чем сравнивать. Для кого-то они, вероятно, несущественны, тем более что половина решается обычным привыканием. Я твёрдо знаю, что владельцы Z5 своими самокатами довольны.
А я завершаю свой обзор электросамоката Airwheel Z5. Он получился неоднозначным, но зато честным.
Некоторые моменты у меня вызвали недоумение, но и позитива с новой моделью я испытал немало. Главное в Z5 то, что он едет, хорош по характеристикам, красив по дизайну, удобен в хранении и комфортен при езде. Поэтому удовольствие для владельца я вполне могу гарантировать.
До встречи на дорогах! И читайте также другие мои обзоры электросамокатов по ссылкам в меню.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Отличный обзор! Спасибо!
Я честно старался :)