Я являюсь владельцем электросамоката Airwheel Z3, это первый самокат, выпущенный компанией Airwheel. Чуть погодя они выпустили усовершенствованный вариант с индексом Z3T, который и попал мне в руки на обзор. Вкратце рассмотрим его устройство и все отличия от предыдущей модели, а также сделаем вывод, стоит ли переплачивать за обновлённую модель.
Если вы попали на эту страницу впервые и вам интересен самокат Airwheel Z3/Z3T, то рекомендую начать с моего обзора Airwheel Z3, в котором более подробно описаны все свойства электросамоката данного семейства, а также рассказано о его практическом применении. А здесь я расскажу об обновлённой версии Z3T, особо упомянув её отличия от Z3.
Итак, встречайте – Airwheel Z3T.
Конструктивно по сравнению с Z3 ничего не изменилось: такая же рама, та же конструкция подножек, аккумулятор, мотор-колесо, складной руль, органы управления. Но цвет теперь чёрный – и смотрится он по-прежнему отлично.
Спереди у самоката пневматическое (надувное) колесо диаметром 8 дюймов (200 мм), которое обеспечивает плавность и бесшумность хода и минимизирует дискомфорт при движении по неровностям. Камера подкачивается с помощью стандартного велосипедного насоса или автомобильного компрессора.
Колесо сделано надёжно и, в отличие от одного популярного самоката, камера здесь не протирается через каждые 10-50 км. Кроме того, оно разборное, поэтому поменять камеру в случае повреждения очень просто: не нужны ни усилия, ни монтажки, ни какой-либо ещё инструмент кроме пары ключей.
Однако два момента относительно переднего колеса всё-таки есть. Во-первых, после покупки необходимо проверить, хорошо ли вращается колесо. Китайцы почти всегда перетягивают гайки! Если колесо вращается плохо, нужно ослабить либо осевые гайки (ключ на 14), либо 4 винта с внутренним шестигранником, стягивающие половинки диска. У колеса два подшипника, оно должно очень хорошо крутиться. Во-вторых, нужно следить за давлением: если колесо продавливается при нагрузке, его нужно подкачать до 2,5 атм. При соблюдении этих двух условий вы существенно увеличите пробег самоката от одной зарядки аккумулятора.
Передняя вилка подпружинена: в стойке расположена амортизирующая пружина. Она реально работает, в сочетании с пневматическим колесом полностью сглаживая неровности, трещины, маленькие бортики. Подвеска у самоката отличная, спору нет.
Для расположения ног ездока у самоката имеются очень удобные складные платформы. Это крайне удачное конструктивное воплощение – и кроме Airwheel Z3/Z3T/Z5, ни у кого такого больше нет! А ведь при длительной езде разница между привычным расположением ступнёй и вариантом, когда одна стоит одна за другой (как на всех остальных самокатах) очень ощутима. В первом случае ноги практически не устают, кроме того, ногам значительно удобнее амортизировать тряску.
Ширина этих платформ в раскрытом состоянии – 30 см, длина каждой – 20 см.
Расстояние между нижней частью деки и поверхностью земли – 7 см. Этого достаточно для любой эксплуатации в городских условиях.
Чтобы можно было оставлять самокат в вертикальном положении, у него имеется складная подножка. Приехал – поставил, красота. Поехал – убрал. Если забыл убрать, ничего страшного не случится, так как складной механизм сам сложит подножку, если она за что-то зацепится.
Правда, тут надо заметить, что подножка уменьшает клиренс самоката. И если вы перекатываете его через какой-то подъём, то обычно именно подножка и цепляется за землю.
Спереди на рулевой стойке крепится съёмная литиево-ионная батарея ёмкостью 162 Вт·ч. Характеристики аккумулятора не изменились, он также собран на 20 элементах типоразмера 18650 производства LG. Номинальное напряжение 36 вольт, максимальное – 42 вольта, заряд в более привычных ампер-часах – 4,4 А·ч. Зарядка аккумулятора производится от сети 220 В с помощью комплектного зарядного устройства (параметры – 42 В, 2 А), и занимает она 2 часа. Помимо литиевых элементов, внутри корпуса аккумулятора размещена плата контроллера мотор-колеса, модуль Bluetooth, 5-вольтовый преобразователь напряжения и плата контроля заряда элементов. Поэтому аккумулятор довольно увесистый – 1,9 кг, и стоит относительно дорого.
В верхней части батареи находится собственно разъём для подзарядки аккумулятора, кнопка включения, а также 5-вольтовый разъём USB. Надо заметить, что в первой партии Airwheel Z3 не было разъёма USB, но он появился потом. Этот разъём предназначен только для питания, никакой связи с «мозгами» самоката через него не производится.
Для чего он конкретно нужен в самокате, не очень понятно, но очевидно, что вы сможете подключать к нему устройства типа смартфона или планшета – особенно если вы пользуетесь ими для навигации. Ну и потом, это всё-таки какой-никакой (а вообще, даже очень какой!) повер-банк. Забавно, что производитель хвастается такими цифрами, мол, можно 15 раз зарядить iPad или 50 раз зарядить iPhone. Я не очень представляю себе ситуацию, зачем 50 раз заряжать телефон от самоката, но безусловно, с таким разъёмом аккумулятор полезнее, чем без него.
У батареи Z3 было три кабеля: один силовой на мотор, и два управляющих – к курку газа и тормозу. А у Z3T два последних кабеля объединили в один, это плюс. Ведь батарея у самоката съёмная, её можно легко снять чтобы заменить на запасную или просто отнести в дом для подзарядки. Чем меньше разъёмов переключаешь, тем проще и лучше. Но учтите, что аккумуляторы Z3 и Z3T между собой не совместимы.
Заднее колесо – это и есть двигатель самоката. Он представляет собой мотор-колесо номинальной мощностью 350 Вт, работающее от напряжения 36 В. Номинальная мощность обозначает его обычный рабочий режим с длительной нагрузкой. Но, конечно же, если вы движетесь в горку, мотор будет работать с более высокой мощностью – 500 ватт и выше. Бесколлекторный двигатель не имеет щёточного узла, обмотки управляются электроникой. Это максимально эффективное решение на сегодняшний день – нет механики, нет трения, нет износа. Шина здесь резиновая цельнолитая. Материал шины реально износостойкий.
Мотор очень шустрый (не каждый самокат такого класса имеет мотор 350 ватт – обычно 200-250 Вт). Он очень бодро рвёт с места, и реакцию на курок газа вы будете чувствовать на любой скорости от нуля до максимальной. Правда, скорость здесь программно ограничена двадцатью километрами в час, и быстрее самокат не разгонится.
К резвости нужно привыкнуть. Когда опыта нет, попытки тронуться с места на электрической тяге могут привести к выпрыгиванию самоката из-под ездока. Поэтому поначалу лучше отталкиваться ногой, а затем плавно нажимать на курок. Впрочем, с опытом эта проблема исчезает.
Механизм складывания рамы позаимствован у других, более ранних, обычных самокатов: нужно отогнуть фиксирующий зажим, затем надавить на рычажок.
Давить надо довольно сильно, ещё и прикладывая силу на сгибание рамы. Вроде бы такой механизм называется быстрым, но я не могу сказать, что самокат складывается за пару секунд. Надо немного помучиться. Но в итоге он всё-таки складывается.
Руль и рукоятки также складные. И вот как выглядит Airwheel Z3T в максимально компактном состоянии. Таскать его в таком виде не очень удобно: он не такой уж лёгкий, а центр массы смещён. Сложенный режим – это для хранения или перевозки в машине.
А теперь давайте ещё раз внимательно взглянем на Airwheel Z3T и рассмотрим, чем же он всё-таки отличается от Airwheel Z3, а то я всё вокруг да около хожу.
Почти все улучшения находятся на руле.
Во-первых, у Airwheel Z3T теперь две тормозные ручки и, соответственно, два тормоза.
Левая ручка, как и прежде, управляет задним барабанным тормозом. Это хороший надёжный механизм, сделан очень классно и по всем правилам: внутри имеются две полукруглые тормозные колодки, которые при натягивании тросика прижимаются к внутренней поверхности барабана. Механизм хорошо защищён от попадания грязи, поэтому можно вполне справедливо предположить, что прослужит он очень долго. Торможение эффективное, и при использовании заднего тормоза минимизирован шанс сделать кувырок носом.
Правая же ручка управляет передним тормозом, который впервые появился у Airwheel Z3T. Это очень интересный механизм – так называемый ленточный тормоз. Я впервые познакомился с таким типом тормоза вживую.
Здесь вы видите подпружиненную стальную ленту, на которую изнутри нанесён тормозной слой. При нажатии на ручку тормоза лента прижимается к тормозному барабану и останавливает колесо.
И вот в этом месте у меня возник диссонанс. Для чего самокату два тормоза? Это маркетинг или реальная польза?
Ведь самое интересное, что передний тормоз в разы эффективнее заднего. Это и так понятно, ведь при торможении масса смещается вперёд. Здесь всё, как и у автомобиля: основной тормоз – именно передний. Но зачем это самокату?
Если вы на скорости примените передний тормоз для экстренного торможения, вы стопроцентно кувыркнётесь вперёд.
Если вы будете использовать передний тормоз при спуске с крутой горки, он, конечно, будет эффективнее заднего, но опять же – существенно страдает устойчивость.
Хорошо, можно же для повышения эффективности в экстренном случае пользоваться обоими тормозами одновременно. Можно, но только в теории! Так как на практике если более-менее интенсивно нажать обе ручки, самокат-то остановится немедленно, однако ездок улетит вперёд – шанса удержаться на самокате просто нет.
С другой стороны, передний тормоз более мягкий, он гораздо лучше позволяет дозировать усилие.
Я многократно пытался экспериментировать с различными методами торможения на Airwheel Z3T, но так и не нашёл ситуации, когда использование переднего тормоза оказалось бы более удачным, чем заднего. Да, им можно слегка притормаживать для небольшого снижения скорости (особенно если вы и так уже почти остановились), однако все экстренные манёвры попросту опасны. Наконец я нашёл ситуацию, когда передний тормоз полезен на все сто: это когда вы стоите с самокатом на траволаторе и движетесь вниз. Задний тормоз плохо удерживает самокат от скольжения, а вот передний держит его, как вкопанного.
Так что вопрос необходимости переднего тормоза спорный.
Кстати, у самоката очень хорошие (эффективные) крылья, они полностью защищают ездока от брызг. Не надо ничего покупать дополнительно, никакие брызговики не нужны. Кататься по лужам на Z3T не противопоказано, от воды он защищён.
Справа в блоке управления скоростью помимо курка появился индикатор уровня заряда батареи.
Он имеет три светодиода, дающие возможность прикинуть уровень заряда. Когда батарея заряжена, горят все три светодиода. Когда уровень опускается до 50%, горят только жёлтый и красный диоды. При 25% горит лишь красный диод, а при совсем разряженной батарее (ниже 10%) не горит ничего. Красная кнопка на торце включает и выключает этот индикатор. Штука вполне полезная, индикатор видно даже днём. Единственная претензия – к красному светодиоду, он какой-то непропорционально тусклый.
Конечно, эти показания очень примерные. Для более точных данных о батарее, а также получения сведений о скорости, пробеге, времени поездки предназначено приложение Airwheel, разработанное для платформ Android и iOS. Связь со смартфоном идёт через Bluetooth.
Курок газа простенький, но работает хорошо, позволяя точно дозировать усилие.
Я в одном из обзоров Z3T видел жалобу, что на низкой скорости самокат якобы едет рывками. Это неправда, просто нужно чуть-чуть опыта чтобы научиться управлять самокатом на любой скорости. Я умею плавно и медленно ехать, как черепаха, и Airwheel Z3T это легко позволяет делать,
Теперь к левой рукоятке. На ней появился звонок! Он совсем простенький, но звякает очень хорошо, громко и с чистым звуком. Это действительно очень полезная штука, а то мне на Z3 иногда, когда подъезжаю к людям сзади на узкой дорожке, приходится просить: «Извините, можно вас обогнать? Спасибо!»
А что у нас под звонком?
Фара! Она включается кнопкой сзади.
Сама фара представляет собой недорогой, но проверенный временем велофонарь на основе 10-ваттного светодиода Cree XM-L. Он заключён в гладкий отражатель, поэтому светит узким лучом. Фара крепится с помощью резинового кольца, что позволяет немного регулировать наклон. Расположена она, к счастью, на руле, а не над колесом, поэтому реально освещает дорогу. Правда, я думаю, лучше бы подошёл текстурированный отражатель, тогда бы свет был более рассеянным (ближним).
Светодиод, конечно же, раскочегарен не на полную мощность, а примерно на 7 Вт.
И это правильно, так он не перегревается и прослужит долго. А света от такой фары более чем достаточно.
Я даже скажу, что обычно в электросамокаты такого класса ставят гораздо худшие фонари, которые вообще ничего не освещают. В общем, за фару однозначный лайк!
Про руль, кроме того, что он складной и регулируется по высоте (а это, как выяснилось, умеют делать не все самокаты), можно отметить, что у него правильная ширина: 45 см. Правильная она потому, что такой руль проходит через турникет метро. Если бы он был шире, пришлось бы каждый раз складывать ручки или приподнимать руль над турникетом. Кстати, у Z3 руль более узкий, 37 см – ведь там нет множества подвесного оборудования.
С рулём вроде всё. Но не могу ещё раз не упомянуть прекрасные эргономичные рукоятки самоката. Из хорошей мягкой резины – нескользкие, ухватистые, руки на них не потеют.
А ещё у самоката появился настоящий задний стоп-сигнал. При нажатии на тормоз включаются 5 красных светодиодов. Днём их, конечно, практически не видно.
Но в сумерках или ночью – совсем другое дело. Я, правда, не уверен в практичности активного стоп-сигнала на самокате, но вреда от него точно никакого.
Последнее маленькое изменение по сравнению с Z3 – это фиксатор поворота руля. Если у Z3 руль можно было как угодно крутить вокруг своей оси, то у Z3T угол поворота ограничен. Это хорошо, так как вы не перекрутите кабели по неосторожности.
Итак, вот полный список отличий Airwheel Z3T от Z3:
- Дополнительный передний тормоз.
- Индикатор уровня заряда на руле.
- Звонок.
- Передняя фара.
- Задний стоп-сигнал.
- Аккумулятор с USB-портом.
- Ограничитель поворота руля.
- Руль на 8 см шире.
Кстати, все эти прибамбасы увеличили массу самоката на полкило, и Z3T весит 12,1 кг. И надо заметить, потяжелел он по ощущениям больше, чем по цифрам: таскать его по лестнице почему-то заметно труднее.
К счастью, в обновлённой версии производитель ничего не ухудшил, за что ему спасибо. Самокат по-прежнему резвый, при старте он сразу набирает скорость с максимальной мощностью, тяга тут не задемпфирована. Но, как и Z3, выше 20 с небольшим км/ч он не разгоняется.
Немного о пробеге. Да, аккумулятор слабоват, хотелось бы ёмкость раза в полтора-два побольше. Но справедливость превыше всего. Я видел в отзывах о самокате всякую ругань, якобы он проезжает всего 6-9 км. Это, конечно же, неправда. Уверен, что никто из критиков не доезжал до полного разряда батареи. Дело в том, что показания уровня заряда уменьшаются нелинейно. Так, например, первые 2 километра пути обычно «съедают» у вас 30-35% показаний аккумулятора, то есть, треть. Конечно, если применить математическую формулу 2×3=6, мы получим теоретические километры пути.
Только вот на практике всё совсем не так, как в теории. Чем ближе ноль на индикаторе, тем медленнее разряжается аккумулятор. И вот уже 2 км отбирают у батареи не треть, а всего несколько процентов. Когда на показателе остаётся 10%, можно проехать ещё по меньшей мере 5 км, а то и все 7. Конечно, тут я имею в виду горизонтальную поверхность – в горку при разраженной батарее самокат тянет очень плохо, и уровень заряда стремительно пикирует к нулю.
На пробег влияет и накачанность переднего колеса, а также его свободное вращение (о чём я писал выше). Постоянный газ в пол более интенсивно расходует заряд, чем езда на умеренной скорости.
В общем, у меня на самокате получается проезжать 14-17 км в нормальном режиме до полного разряда аккумулятора, когда самокат уже не тянет. Это и есть реальный, проверенный пробег Z3/Z3T. Такого пробега вам хватит примерно на полтора часа езды. Интересно, что максимальная скорость практически не зависит от уровня заряда. Даже на разряженной батарее самокат едет по горизонтальной поверхности со скоростью 16-17 км/ч. И лишь на последних двух-трёх сотнях метров он резко теряет свою прыть.
Итак, что же можно сказать в итоге. Z3T лично для меня показался ничуть не менее интересным, чем его старший брат Z3. Какой бы я выбрал из двух – не знаю, ведь между ними есть разница в цене. Z3 по-прежнему хорош и самодостаточен, он имеет все необходимые функции. Но и Z3T есть, чем похвастать – всякие дополнительные штучки точно небесполезны.
Поэтому я бы сказал так: если вам нравятся обе этих модели, то верным выбором будет любой выбор. А я остаюсь владельцем своего Airwheel Z3.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
У всех z3 есть косяк производителя провод на мотор колесо ,а имено штекер папа выходящий из аккумулятора .не отключил питание или включил как повер банк- касание о метал и ремонт контролера обеспечен .это грубейшая ошибка .в комплекте дают заглушку которую приходится возить в кармане.На одном из фото про апгрейт акумулятор его видно.ну а на счет z3t переплата в 5т руб это перебор .на топ обычно ставят топ ,а у них на сток поставлен сток.!выбирать вам!
У меня такой заглушки нет, видимо, ее утеряли до меня, т.к. самокат я приобрел после журналистских тест-трайвов.
Кстати, я прозвонил разъем – как и предполагалось, напряжения на нем нет. Чтобы оно там появилось, надо как минимум подключить ручку газа и нажать ее. Так что ерунду про «грубейшую ошибку» писать не надо.