Не так давно я заинтересовался электрическими самокатами. Это такая штука, на которую один раз встанешь – и всё, ты в теме. Потому что самокат всегда доставляет удовольствие. И сегодня у меня на обзоре компактный складной электросамокат Airwheel Z8, предназначенный для детей от 5 до 45 лет. Рассмотрим его конструктивные особенности и практическую эксплуатацию.
Z8 – самый маленький самокат в линейке продукции Airwheel. Он входит в категорию «детские», потому что рассчитан на массу ездока до 75 кг и развивает небольшую скорость: всего 10 км/ч. Ребёнок на такой скорости, во-первых, не убьётся, во-вторых, далеко от родителей не уедет. Разумеется, эти ограничения не значат, что взрослым запрещено пользоваться самокатом. Очень даже можно, если ваш вес не выходит за рамки дозволенного, а небольшая скорость вас не смущает. Но об этом будет позже, а сейчас рассмотрим внешний вид Airwheel Z8.
Ничего экстраординарного в нём нет, это классический самокат: руль, стойка, дека, два колеса и тормоз. Длина Airwheel Z8 от «носа» до «хвоста» – 70 см. Ширина платформы (деки) – 9 см. Максимальная высота (при поднятом руле) – 100 см, минимальная (при опущенном руле) – 75 см. Ширина руля – 45 см. Высота платформы над землёй – 11 см, просвет между декой и землёй (клиренс) – 5 см. Масса самоката – всего 6,6 кг. Он сделан почти полностью из алюминия.
У меня оранжевый самокат, но ещё есть белый и чёрный.
Если посмотреть на переднее колесо спереди или сверху, то оно кажется совсем простеньким, сделанным из оранжевого полиуретана.
Но это не совсем так: на самом деле колесо гораздо красивее, просто надо на него смотреть сбоку. Оказывается, оно прозрачное, а внутри – действительно оранжевый пластиковый диск – жаль, сверху этого не видно :). Колесо установлено на подшипниках, вращается хорошо, ничего не люфтит.
Диаметр колеса – всего 3,2 дюйма, или 80 мм. Ширина – 30 мм. Поскольку колесо цельнолитое (не пневматическое), то совершенно очевидно, что передней подвеске для комфортной езды необходим амортизатор. И он здесь есть: это пружина, скрытая под оранжевой гофронакладкой.
Далее следует узел складывания самоката. Как сложить самокат, будет сказано чуть позже.
Для того чтобы можно было оставить самокат в вертикальном положении, он оснащён складывающейся подножкой. Это действительно очень удобно: приехал – ногой разложил подножку, самокат стоит. Надо ехать дальше – опять ногой убрал подножку, поехал. Если убрать забыл, ничего страшного, она сложится сама, если коснётся препятствия или земли.
Дека Airwheel Z8 представляет собой площадку размером 8,5×41 см. Внутри деки находится литиево-ионная батарея ёмкостью 81,4 Вт⋅ч, а также плата контроллера, управляющая мотор-колесом, и модуль Bluetooth для связи со смартфоном.
Про батарею замечу вот что. Множество производителей электросамокатов используют проприетарные батареи (собственного формата), которым не так-то просто найти замену. А вот Airwheel пошли по другому пути, который я считаю более правильным: у них вся техника использует распространённый формат литиево-ионных аккумуляторов типоразмера 18650. Они дешёвые, доступны чуть ли не на каждом углу, и вариантов с различной ёмкостью масса. Конкретно в Z8 используются элементы производства LG ёмкостью 2200 мАч, их там 10 штук, соединённых последовательно. Поэтому если у владельца такой техники с руками всё в порядке, ему не составит никакого труда заменить элементы 18650 на другие в случае устаревания аккумулятора (а также если есть желание проапгрейдить батарею на более ёмкие элементы) – например, уже сейчас доступны 18650 ёмкостью 3500 мАч. Нужно только выбирать такие, чтобы они были рассчитаны на рабочий ток 5-10 А (это если говорить конкретно об Airwheel Z8. Более мощным моделям нужны элементы, поддерживающие ток не менее 10 А). Так что получается, что аккумуляторная батарея теоретически вечная.
Сзади наклейка с информацией об аккумуляторе и максимально допустимой нагрузке. Если присмотреться к английскому тексту, то можно прочесть важную информацию: «После использования полностью зарядите батарею, это продлит срок её службы».
Здесь же мы видим подпятник на заднем крыле: оно выполняет функцию тормоза, как в обычном (не электрическом) самокате. Нажимаете – колесо физически замедляется о тормозную пластину под крылом. Мотор при этом также выключается.
Ну, и под задним крылом расположено собственно мотор-колесо, приводящее Z8 в движение. Диаметр колеса 87 мм, ширина 56 мм. Мотор-колесо представляет собой бесколлекторный электродвигатель номинальной мощностью 150 Вт. В отличие от обычных моторов, этот мотор не имеет щёточного узла, ротор с неодимовыми магнитами расположен снаружи, а статор с обмотками, управляемыми электроникой – внутри. Кстати, мотор-колесо изолировано от пыли и влаги, поэтому на самокате можно кататься и в мокрую погоду, ему ничего не будет.
Задняя подвеска точно также оснащена амортизатором – он скрыт в деке, под чёрной накладкой. Если перевернуть самокат, то снизу его будет хорошо видно.
И наконец, на заднем крыле имеется катафот в виде красной световозвращающей наклейки.
На руле расположен звонок, курок управления тягой, а также светодиодный индикатор для контроля заряда батареи.
Ручки (грипсы) наощупь полиуретановые, какой-то особой эргономикой не отличаются: они просто круглые, с рифлёной поверхностью. И не очень большие, их ширина 9 см.
Чтобы сложить ручки, нужно всего лишь оттянуть подпружиненную втулку.
После чего ручка легко складывается. Всё действие занимает 1 секунду.
2-3 секунды – и обе ручки сложены.
А это механизм складывания рамы.
Для того чтобы сложить самокат, требуется примерно столько же времени. Ну, может, чуть-чуть побольше.
Отгибаем зажим.
Сдавливаем две бобышки.
И сгибаем стойку.
Всё, самокат полностью сложен.
Можно брать в руки и идти. Что приятно – у Z8 нет какого-то перевеса в одну сторону. Его удобно нести, он сбалансирован ровно по центру. И места для руки много: целая рулевая стойка. Учитывая, что масса самоката всего лишь 6,6 кг, нести его совершенно необременительно.
Руль регулируется по высоте, поэтому Z8 подойдёт и 5-летнему ребёнку, и взрослому.
Отогнул зажим – разложил.
Можно фиксировать на любой высоте.
Ну, и наконец, об органах управления.
На правой стороне деки Airwheel Z8 расположены: кнопка включения самоката (на фото слева) и разъём (прикрытый заглушкой) для зарядки аккумулятора (на фото справа).
При включении кнопка подсвечивается красным цветом. При падении уровня заряда батареи ниже 10% кнопка начинает мигать. Правда, ни свечения, ни мигания вы всё равно не увидите из-за её расположения :).
А управление мотором осуществляется с помощью курка на правой рукоятке. Чем сильнее вы нажимаете курок, тем быстрее крутится двигатель, что и так понятно. Здесь же расположен индикатор контроля заряда батареи, представляющий собой три светодиода. Когда батарея заряжена, горят все три светодиода. Когда заряд падает ниже 50%, горят только жёлтый и красный диоды, ниже 25% – только красный, а когда батарея совсем разряжена, ничего не горит. Красная кнопка включает и выключает этот индикатор. Кстати, на улице на солнечном свету всё нормально видно (я раньше думал, им только в сумерках можно пользоваться).
Кроме того, контролировать заряд батареи, скорость и другие параметры можно с помощью любого смартфона через Bluetooth, нужно только установить приложение Airwheel из App Store или Google Play. Далее я буду приводить скриншоты с версии приложения под Андроид. Кстати, первоначальный пароль для связи с самокатом – 11111111.
И напоследок – о комплектации. Кроме самоката Airwheel Z8, в коробке находится лишь зарядное устройство, руководство и гарантийный талон. Больше ничего нет.
Зарядное устройство имеет стандартные параметры: 42 вольта, 2 ампера.
Аккумулятор заряжается полностью примерно за час.
Если вы внимательно рассматривали фотографии, то не могли не заметить, что самокат сделан очень аккуратно. Никаких изъянов я не нашёл, придраться можно лишь к заусенцу на ручке :). Ну, Airwheel – это добротный средний класс, от него не несёт дешёвым Китаем.
Поскольку дека короткая, то поставить на неё обе ступни одну за другой не получится. Это у взрослого. Ребёнку-то, конечно, нормально будет. Поэтому одну ногу ставим прямо, другую под углом. Она же в случае необходимости будет выполнять тормозную функцию.
Итак, отталкиваемся ногой, нажимаем газ – поехали!
Airwheel Z8 нельзя назвать резвым, совсем нельзя. Если стоя на месте нажать курок «в пол», самокат не выпрыгнет из-под вас. Он начнёт спокойно разгоняться. По опыту скажу, что первый толчок всё-таки тут лучше делать ногой.
А дальше самокат набирает свою максимальную скорость, которая на ровной поверхности составляет примерно 10,5 км/ч.
Как вообще едет Airwheel Z8? Конечно, совершенно очевидно, что на таких маленьких колёсах единственное комфортное покрытие для езды – это ровный гладкий асфальт. Лучше всего самокат себя чувствует на широком тротуаре, там он едет довольно-таки резво (ну, относительно). Он хорошо катится под лёгкую горочку – можно совсем отпустить курок газа, и Z8 будет катиться, не останавливаясь (в отличие от более мощных самокатов, у которых накат в разы хуже – они остановятся через несколько метров).
Конечно, каждый изъян дорожного полотна, лёгкий бордюрчик, решётки ливнестока или тактильная плитка чувствуются всем телом. Если на пути трещина – тыдых-тыдых! Тряска не критичная, но всё-таки.
И с этим ничего не поделаешь – даже несмотря на то, что оба колеса подрессорены. По плитке, в принципе, ездить можно.
Мощность двигателя на практике очень небольшая. Я бы сказал, что именно с этим и связано ограничение в 75 кг – более тяжёлого ездока рама-то выдержит, но вот моторчик уже не повезёт. И когда начинается лёгкий подъём, двигатель напрягается, и это заметно по падению скорости. А в более-менее приличную горку без помощи ноги не обойтись.
При езде по ровной (плюс-минус) поверхности двигатель развивает мощность в интервале 35-60 Вт.
Что интересно, он чётко умеет держать свою максимальную скорость практически вне зависимости от уровня заряда батареи:
И даже когда уровень заряда на индикаторе стремится к нулю (а то и вообще ноль, как у меня), скорость держится в районе 8-9 км/ч!
Не спрашивайте, как я делал эти скриншоты на ходу: одну кнопку нажимал пальцем, другую зубами, при этом второй рукой управляя самокатом :).
Кстати, вы обратили внимание на показатель текущего пробега? Я решил докатать батарею в ноль, чтобы она уже перестала меня тянуть. Тяжело же дался этот эксперимент. Полчаса прошло, час прошёл, а он всё едет. На показометре – несколько процентов оставшейся энергии, а я только и наматываю на них километры. Есть хочу, пить хочу, съездил в магазин за «Фантой», заправился. Почти полтора часа… Я уже падаю с ног, палец на курке одеревенел. Наконец-то чувствую – плохо ему, уже не тянет. Ура! Итог: маленький Airwheel Z8 проехал почти 12 км! Вот он, герой, на фото.
Я такого результата никак не ожидал. Мой Airwheel Z3 имеет вдвое более ёмкий аккумулятор, но максимальный пробег на нём (правда, в чуточку более трудных условиях) – 14-17 км. Конечно, тут всё дело в маленькой мощности мотора Z8 – чем ниже скорость, тем слабее расход энергии. Хоть и ездил я всегда с нажатым до упора курком.
В общем, самокат-то вроде и детский, но его возможности никак не детские. И после такого прохвата я подумал: гм, а ведь теоретически если купить такой аппарат ребёнку, то можно же и самому кататься! Время от времени можно и на работу на таком ездить: до метро и обратно. В метро он места занимает столько же, сколько и его хозяин, особенно если сложить ручки. Контролёры на самокат вообще внимания не обращают, главное – соблюдать правила метрополитена, не ездить на нём в вестибюлях и на платформе. А также можно просто выезжать на самокате на неспешную прогулку.
Жаль, скорость маловата – на быструю езду не рассчитывайте. До тест-драйва я думал, что Z8 – это баловство и на нём далеко от дома отъезжать страшно. А оказывается, его укатать в ноль куда сложнее, чем кажется. Полтора часа на самокате не каждый выдержит. Кстати, индикатор разряда батареи нелинейный: вначале цифры падают с катастрофической скоростью, но чем ближе к нулю, тем более «живучим» становится аккумулятор. Примерно половину пути я проехал на красном уровне индикатора (он даже потом выключился вообще).
Я максимально подробно рассказал о самокате Airwheel Z8. На мой взгляд, модель весьма интересная, хоть и с нюансами исходя из её предназначения. Думаю, для детей – это отличный подарок!
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Добавить комментарий