Простейший вопрос – какой бензин следует заливать в квадроцикл CFMOTO CF500-A – на самом деле рождает немало споров. Одна половина владельцев пользуется 92-м бензином, остальные же льют 95-й и приписывают ему какие-то особые эксплуатационные свойства. Лично я отношусь к первой половине, в чудеса не верю и сейчас объясню, почему так.
Ну, прежде всего, самый простой и надёжный способ не ошибиться в выборе топлива – открыть руководство по эксплуатации. Там всегда будет указано:
(Страницу из руководства привожу полностью, так как на ней есть и другие полезные сведения).
Конечно, руководство почти никто не читает, лучшее свидетельство тому – десятки, если не сотни вопросов на форуме: какой лить бензин? Второй вариант – многие считают свои знания преобладающими над знаниями производителя, поэтому поступают так, как считают нужным. (Я, понятное дело, тоже этим грешу).
Но давайте разберёмся в теории, что вообще значат данные цифры (92 и 95) и от чего зависит, какой бензин куда подходит. Постараюсь объяснить доступным языком, поэтому объяснение может быть не совсем точным теоретически.
Так вот, цифровая маркировка бензинового топлива – это так называемое октановое число, выражающее коэффициент детонационной стойкости бензина. Детонационная стойкость – это способность топлива противостоять неконтролируемым самопроизвольным вспышкам (взрывам) топливной смеси в камере сгорания. Такие произвольные вспышки называются детонацией и могут возникать в цилиндре двигателя спонтанно в произвольные моменты, что приводит к серьёзным нагрузкам на детали поршневой группы и в конечном итоге даже выходу элементов из строя. Особенно неприятен момент, когда взрыв происходит при движении поршня на сжатие.
Почему вообще возникает детонация? На это влияют два фактора: сжатие и температура. При сжатии топливная смесь становится менее устойчивой и может воспламениться не от искры свечи зажигания (как полагается), а просто от высокой температуры – например, на электроде той же свечи. Логично, что риск детонации возрастает при сильно нагретом двигателе. Например, даже такой параметр как время года тоже играет свою роль: жарким летом шансы на детонацию значительно выше, чем зимой.
У цилиндра двигателя есть такой важный параметр как степень сжатия. Это отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания. Т.е. понятно, что топливная смесь полностью заполняет цилиндр, когда его поршень находится в нижней точке – таким образом, занимая максимально возможный объём. Затем клапаны закрываются и цилиндр начинает сжимать смесь, пока не дойдёт до своей верхней точки. В этот момент объём камеры сгорания будет минимальным. Вот отношение этих объёмов и есть коэффициент степени сжатия.
Чем сильнее сжата топливная смесь в цилиндре, тем она взрывоопаснее. Поэтому для моторов с более высокой степенью сжатия требуется более стойкое к детонации топливо. Вот и всё, именно в этом весь смысл октанового числа! Никаких дополнительных преимуществ (повышенной мощности, очищающих свойств) бензин с более высоким октановым числом не имеет, это многократно проверено практическими испытаниями – если прирост мощности и фиксировался (прибором), то в пределах 1-2%. На глаз такую разницу заметить невозможно. Поэтому я не особо принимаю на веру заявления владельцев о том, что, мол, залил 95-й – и квадр попёр.
Есть небольшая табличка соответствия рекомендуемого октанового числа бензина и степени сжатия цилиндра, вот она:
Октановое число | Степень сжатия |
92 | до 10,5 |
95 | 10-12,5 |
98 | 12-14,5 |
Открыв ещё раз руководство по эксплуатации, можно узнать степень сжатия двигателя квадроцикла CF500-A:
Как видим, данные полностью соответствуют рекомендации производителя по использования марки бензина. Конечно, 95-й бензин тоже можно использовать, но экономически это невыгодно, а практически смысла не несёт.
И есть ещё один немаловажный момент, о котором обязательно следует знать. Более высокая детонационная стойкость как следствие имеет два момента: бензин с более высоким октановым числом горит медленнее и при более низкой температуре. Нам особенно интересен такой нюанс как «медленнее». Как известно, топливная смесь поджигается в цилиндре не в тот момент, когда смесь максимально сжата поршнем, а чуть заранее, ведь она сгорает не мгновенно. Для большей эффективности поджиг происходит раньше, чтобы к моменту полного распространения огня смесь была сжата максимально. Это называется опережением зажигания.
Продвинутые системы с электронным впрыском топлива (инжекторные) имеют специальные датчики, которые не только контролируют качество сгорания смеси, но и способны определять детонацию в цилиндре и на основе этих данных манипулировать временем предварительного поджигания смеси. Так, чтобы она сгорала всегда полностью. Но простейший карбюратор, установленный в нашем квадроцикле, это механическое устройство без какой-либо электроники. Блок зажигания не имеет никакого представления, что происходит в цилиндре. Он не умеет регулировать опережение зажигания, и смесь поджигается всегда в один и тот же момент.
Помните, что я писал двумя абзацами выше, про медленное сгорание бензина? Запросто может произойти такая ситуация, когда в вашем моторе бензин с ОЧ=95 будет догорать уже в тот момент, когда система откроет выпускной клапан. И процесс горения (догорания) будет происходить не в положенном месте, а в выпускном тракте, то есть, патрубке, ведущем к глушителю. Отсюда возможен перегрев выпускной системы – нередки случаи, когда из-за раскалённого сверх меры глушителя на CF500 плавился пластик кузова! И когда я спрашивал у таких владельцев: «95-м бензином заправляешь?», ответ был: «А как ты догадался?!» Кроме перегрева выхлопной системы, будут перегреваться клапаны и может наблюдаться повышенный расход масла.
Поэтому совет мой только один: заливайте именно тот бензин, который указан в руководстве.
Кстати, у владельцев CFMOTO X6 и X8 в руководстве рекомендован 95-й бензин!
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Привет. Все очень подробно рассписано. Класс!!!!
Все верно, уже один выпуск похоронил.
92 бензин производители обычно пишут в инструкциях с экономической точки зрения, в реалии все рекомендуют лить 95. На сегодняшний день существуют сорта 95 с моющими присадками, что лично для меня является несомненным плюсом как для инжекторов, так и карбюраторов. На своих машинах и cf500 пользую исключительно пульсар, все довольны)).
95-й рекомендуют лить скорее по привычке, т.к. большинство современных двигателей имеют относительно высокую степень сжатия, и 92-й им не подойдет. А все остальное – в статье выше :). «Моющий» бензин актуален, если в промежутках заправляться сомнительным топливом. Хотя, конечно, если денег не жалко – то это отличный вариант :)
спасибо автору за качественные и грамотные статьи !!! побольше бы таких в форумах!
желаю автору всегда удачных покатушек!!!
буду следить за публикациями
Спасибо :).
Я лью 95-й, т.к. это удобнее: машина на 95-м, генератор на 95-м, квадр на 95-м. Во всех канистрах 95-й. Исключена возможность залить 92-й в автомобиль в который нельзя лить ниже 95-го. Вот:)
При покупке x-5 Basic,менеджер настоятельно рекомендовал использовать 95-й,несмотря на то,что в руководстве указан 92-й.Предполагаю,что российский бензик,далёк от эталона.Хотя многие знакомые ездят на 92,многие на 95.Вообщем,если не душит разница в цене-лейте 95.)
Интересно, менеджер вообще в курсе, что такое ОЧ? Или как раз из тех, кто считает, что чем оно больше, тем лучше?
В руководстве на CF625-X6 EFI рекомендуется 92-й бензин.
Странно. Бумажного руководства по CF625-X6 EFI у меня нет (т.к. квадрик покупал подержаный). Но в Сети нашёл два русскоязычных варианта Руководства по эксплуатации. В одном написано 92-й бензин, в другом – 95-й.
Сегодня залил 95 правда смешал с 92 квадрик ехал но глох и коптить начал так что я думаю лучьше лить тот бензин который написан в инструкции
Полностью согласен с автором статьи… Я заправлял свой карбюраторный CF500 95-м. В жару, на очередных покатушках на малой скорости, квадрик стал просто глохнуть при наличии бензина в баке(симптомы отсутствия бензина) карбюратор был пуст, т.е бензин просто выкипал в нём. После того как квадр остывал, он заводился без проблем. Поменял 95-й на 92-й и проблема исчезла…