Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

В прошлом году, в самом конце сезона, мне пришла в голову отличная мысль: вот бы научиться кататься на моноколесе. Ну многие же умеют, а я чем хуже? Сказано – сделано. Я почитал форумы насчёт того, какое колесо покупать, и приобрёл себе для начала моноколесо Inmotion V5. Расчёт был простой: за зиму я кое-как научусь кататься по квартире, а в следующем сезоне уже смогу выйти на улицу.

Никакого опыта на моноколесе у меня не было. И раньше мне вообще это казалось практически невозможным. Но все моноколёсники утверждали, что научиться кататься может любой. Я вроде не совсем уж отсталый, поэтому поверил в себя.

Изучив многочисленные рекомендации, я выяснил два момента: во-первых, при обучении нужно избегать использования страховочных колёсиков (как говорят, они ничему не научат) и страховочного ремня (он нужен лишь для удерживания колеса при падении, но может вызывать ненужные рефлексы). Во-вторых, необходима защита голеней ног в виде футбольных щитков (например). Поэтому никаких колёсиков и ремней я не покупал, решив сразу привыкать по-нормальному. А что касается защиты ног – то изучив дизайн своего колеса, я пришёл к выводу, что никаких угловатых мест у него нет, значит, можно попробовать и без защиты.

Моноколесо Inmotion V5

Кстати, если вы тоже захотите купить себе моноколесо или самокат, то на вопрос «где покупать» могу дать однозначный совет – и все кто в теме, меня поддержат – конечно же, это Экодрифт.

Итак, я привёз колесо домой, распаковал, подзарядил и тут же полез кататься. У меня и в мыслях не было, что я сразу поеду. Насмотревшись обучающих роликов в Youtube, можно получить обманчивое впечатление, что любой человек научится ездить если не через 5 минут, так уж через полчаса точно. Конечно же, в это верить нельзя, это сказки. Да, если у вас богатый опыт езды на роликах, вы действительно поедете через несколько минут, но если такого опыта нет – обучение займёт несколько дней.

Новичкам могу посоветовать статью Mr Big Joe о том, как он учился езде на моноколесе – это гораздо ближе к реальности, чем ролики в Youtube :). Хотя у меня всё в итоге оказалось попроще.

В первый день я не придерживался никакой идеологии. Я залезал на колесо, держась руками за шкаф, и пытался как-то ехать вперёд. Вообще надо сказать, что колесо Inmotion V5 очень устойчивое. То есть, оно твёрдо стоит, когда вы на него залезаете, и не пытается вывернуться из-под ног, как китайский гироскутер. Это для новичка большой плюс. Поэтому встать на колесо несложно. А вот дальше… Все попытки проехать хотя бы пару метров заканчивались неудачей, я постоянно заваливал колесо. По дому каждые 10 секунд раздавались крики «А-а-а!» (я) и «Be careful!» (колесо при падении).

Моноколесо устроено так, что оно никогда не упадёт вперёд или назад. Оно при надавливании просто поедет туда или обратно. Однако что касается устойчивости влево-вправо, то её, как понятно, у колеса нет. Чтобы райдер не падал, ему необходимо: а) удерживать колесо ногами от падения; б) постоянно двигаться.

Первый я день провёл с нулевым результатом. Никаких успехов. Пару-тройку раз я смог проехать 2-3 метра, но это скорее случайность, чем успех. Стенки квартиры мне очень помогли, потому что они просто необходимы, пока не чувствуешь колесо. Мучился я часа два, наверное. Но ни капли не расстроился, что не получается. Просто надо больше времени на тренировку. Устал (физически) сильно.

Защита голеней мне не пригодилась – ничего я себе не намял. Однако что касается костяшек щиколоток – вот они действительно пострадали! В комплекте с колесом идут специальные наклеивающиеся подушечки для костяшек, но я из жадности не стал их приклеивать, поэтому неудивительно, что под вечер я сильно намял косточки, они долго потом болели.

Поэтому на второй день я с помощью двустороннего скотча приклеил на колесо мякиши из пенистого упаковочного материала (штатные подушечки так и остались нетронутыми). Кроме того, я подумал, что не помешает более жёсткая обувь, чем тапки, в которых я катался вчера. Тапки были заменены на кроссовки.

Обклеил колесо

В этот раз я уже как-то умудрялся иногда проезжать по коридору. Доля результативности была, наверное, процентов 30%. Но на колесо залезал с опорой. Итого потратил на обучение ещё час.

И вот что меня смутило. Большая часть моделей моноколёс имеет утолщение в верхней части (конструктивно там расположен аккумулятор). Эта верхняя часть обжимается ногами, поэтому колесо между ног держится твёрдо, не болтается. А посмотрите на фото выше – у моего колеса верхняя часть узкая, она не касается голеней! Как тогда сделать, чтобы оно не болталось влево-вправо? А может, у меня вообще ноги кривые? Я для верности посмотрел в Youtube ролики с моноколёсами Inmotion и убедился, что ноги у меня нормальные, так и должно быть. Но там райдеры нормально ездят – значит, и я научусь.

В дальнейшем я нашёл ответ на свой вопрос. Устойчивость моего колеса обеспечивается не голенями, а щиколотками, вот и вся разница. Это чуть посложнее в освоении, но никаких минусов у подобной конструкции, в принципе, нет.

На третий день я взялся за ум и стал тренироваться стартовать без опоры. То есть, ставил ведущую ногу на колесо, крепко прижимая её к боковине, второй ногой отталкивался и поднимал потом её. И ехал. Спустя полчаса тренировок уже успешно научился это делать, после чего ехал практически без столкновений со стеной ;)

Длинный шаг на моноколесе

И после того как я освоил этот приём, который называется «длинный шаг», собственно и наступил перелом в обучении – я уже смог как-то контролировать моноколесо.

В дальнейшие дни коренных изменений не было, я просто оттачивал навык длинного шага и контроля колеса. Вот так я накрутил по квартире около 20 километров. Единственное, что не получалось – это поворот в узком коридоре под прямым углом. Но в дальнейшем и этому я научился.

По сути всё обучение езде заключается в одной-единственной детали: необходимо натренировать мышцы ноги, отвечающие за наклон (точнее, удержание) стопы влево-вправо. Все остальные мышцы у человека уже развиты обычной ходьбой. И навыки тоже есть. То есть, вы уже заранее обладаете умением стоять на колесе и не падать вперёд-назад. И умеете двигаться в этих двух направлениях, уж вперёд-то точно. Но вот чтобы не падать вбок, нужно обучить мышцы стопы, чтобы каждая нога могла твёрдо удерживать вес тела под углом. Именно поэтому те, кто умеет кататься на роликах, очень быстро осваивают моноколесо, ведь нужные мышцы у них уже натренированы.

Первый раз на улице

Я, вообще-то, не собирался выезжать из дома до весны. Но поскольку осень выдалась без снега, то меня так и подмывало выйти на улицу. И вот, после домашних 20 км я вышел на асфальт. Встал на колесо – и сразу поехал! У меня не было никаких проблем, я ехал, не падая, пока не села батарея. Однако же, уверенности не было никакой. Не могу сказать, что я ехал и дрожал, как трусливый заяц, но я боялся любой неровности. Страшно было подъезжать к первому лежачему полицейскому – я же не знал, как поведёт себя колесо. Но оно просто перекатилось через препятствие, я при этом слегка подпрыгнул. Последующих полицейских я уже не боялся.

Первой настоящей поездкой я был очень воодушевлён. И вернувшись домой, зачем-то решил подкачать камеру в колесе. Подкачал… После чего стал падать с колеса каждые 5 метров. Ну разумеется, у перекачанного колеса точка контакта с землёй маленькая, а учитывая мой нулевой опыт, удерживать равновесие сложнее в разы. Пришлось мне методом проб и ошибок подбирать удобное давление в колесе.

В процессе первых поездок выяснилась куча нюансов. Моноколесо очень чувствительно к любому нарушению баланса. Например, если зачесался нос и ты поднимаешь руку, чтобы его почесать, равновесие нарушается, и это нужно как-то исправлять. Я потом уже поднимал к носу одновременно обе руки. Или вот, например, если дует ветер – особенно боковой, это вообще ужас, тут же начинаешь шататься на колесе, лишь каким-то чудом избегая падения. Да что там руки или ветер: даже повернуть или наклонить голову сложно! А ещё есть собаки… 9 из 10 собак облаивают моноколёсников. Надо быть к этому готовым заранее, чтобы от испуга не свалиться.

Но время шло, а я постепенно всё больше привыкал к колесу. После 50 км уже ушла неуверенность. Уже научился поворачивать в коридоре. То, что раньше было проблемой, стало обычным делом. Перестал нарушаться баланс при поднимании руки, а ветер тоже больше не оказывал никакого неудобства. Я научился ехать медленно, в два раза медленнее пешехода. Раньше это было почти нереально.

Наклон моноколеса

Затем ноги уже настолько «срослись» с колесом, что колесо стало как бы их продолжением. Я легко могу наклонять его в любые стороны – например, когда нужно развернуться на пятачке в полтора метра (при желании – даже меньше). Моё тело автоматически соблюдает баланс, оно знает, как ведёт себя колесо. Я даже могу ехать с ребёнком на руках, и это по ощущением не отличается от того, как если бы я ехал один. Моноколесо стало устойчивым, управляемым, понятным и предсказуемым.

Кстати, жёсткая обувь на колесе скорее мешает, чем помогает. Чем более подвижна стопа (во всех направлениях), тем легче управлять колесом.

Короче говоря, худо-бедно, но сейчас я даже со своим минимальным опытом уже могу сказать, что колесо освоил. Конечно, между мной и людьми, проехавшими тысячи километров, по-прежнему огромная пропасть. Я не владею трюками – такими как прыжки на бордюры или езда задним ходом. Но это пока. Ведь с каждой поездкой я учусь. Что особенно классно с колесом – ты постоянно овладеваешь всё новыми и новыми умениями. Примерно как ребёнок, который учится ходить. И удовольствия от этого – море!

В общем, кто ещё ходит пешком – решайтесь на моноколесо, это здорово :).

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

7 комментариев: Как я научился ездить на моноколесе

  • Хорошая статья, спасибо :)

  • Эта статья придала мне уверенности в том что у меня все получится)) Недавно купил, но все ни как толком не получается( Толковых роликов с советами на ютуб мало. Те кто показывает технику освоения уже умеют и со стороны это выглядит так просто) И до чего же это..больно)) Надо попробовать щитки. Боль и пот)) Но все же это приятно осознавать что настанет время и я буду гонять на своем колесе!) Поскорее бы..

    • На колесе сможет ездить любой человек, это как ходить! Как только натренируются «боковые» мышцы стопы – всё, уже поехал. А дальше только оттачивать совершенство.

    • Я обмотал колесо стреч-пленкой несколько раз (получилась защита от царапин на время обучения), а потом с обеих сторон в верхней части скотчем примотал по три большие кухонные губки плотной стороной наружу. Получились подушечки. Невероятно удобно оказалось, дело сразу пошло. Только вот после полуторачасовой тренировки ноги очень сильно болят – суставы просто выкручивает.

    • Да! Это было поначалу больно. Особенно доставалось моей правой ноге (т.е. ведущей). При неудачных соскоках иногда педалью попадало по ноге. Появились синяки на внутренней стороне ноги от колена и ниже :-( . Пришлось делать перерывы в тренировках по нескольку дней, дабы синяки немного сошли т.к. прижиматься ногой к колесу стало жутко больно. Но в один прекрасный момент меня осенило… ЭЛАСТИЧНЫЙ БИНТ !!! Мне хватило 3 метровой длины. Плотно обматывал ногу от стопы до колена (колено не обматывал), затем надеваешь спорт. штаны или джинсы и … ЛЕПОТА!!! Синяки не болят, и ногой гораздо удобней прижиматься к колесу! Всем желаю успехов в покорении своего колеса и достижении ощущения полета!

  • Моё первое колесо KS16S. Я его распаковал, встал дома в носках, держась за шкаф, и оно вообще никуда не поехало, хоть я там давил носками, но не переносил при этом центр тяжести. Как-то назад получалось немного. Конечно, через какое-то время я понял, как переносить вес. Первые 20 км накатал дома, пока не смог катиться по прямой. А поначалу меня постоянно медленно заваливало вбок и заставляло спешиться. На голени я мягкие упаковочные подушки приделывал, чтобы синяков не набить. Очень скоро мне они стали больше не нужны, синяки не появлялись, давление на ногу не ощущалось.
    Когда я учился дома в носках, мне очень помог режим «мягкие педали» в настройках приложения, так колесо не жестко держит горизонт, а наклоняется под твоим весом на пару градусов, ощущается очень комфортно.
    После 20-25км дома я таки вышел на улицу, и не отличился умелой ездой. Оказалось, что кататься в носках и в обуви — это совершенно разные вещи, да и синяки появляются снова какое-то время, пока не привыкнешь в обуви. Если в носках ощущался классный контроль, то в обуви есть ещё смещение стопы внутри обуви. Первый выход на улицу я катался только по прямой туда-сюда, не по самой ровной траектории движения. Но прогресс на улице идёт в разы быстрей. На следующий день я аккуратно катался вокруг садика, повороты дались мне легко. На третий день я уже вышел на длинную ровную улицу с пешеходами, и никому не навредил. Правда разок ухватился рукой за бетонный столб освещения, чтобы изменить траекторию, и даже не заметил, как ободрал им ребро ладони и запястье до крови. С того дня я начал надевать защиту запястий, благо она уже у меня имелась и вообще не мешает. На следующий день я уже уверенно ездил по этой улице с ограничением в 20 км/ч. Ещё день — и я уже не представлял ни малейшей опасности для пешеходов — мог замедляться и катиться со скоростью почти стояния на месте, легко маневрировать. Через пару дней я доехал 8 км от дома до центра города и покатался в центре.
    Итого я очень быстро накатал 200 км, всего за неделю таких тренировок. Теперь я снял скоростное ограничение и чувствую себя комфортно даже на 30-35 км/ч, мне очень нравится.
    Получится и у вас. Таким образом, после получения базовых навыков катания по прямой ваш прогресс на улице пойдёт настолько быстро, что за неделю-две вы отточите эти навыки до любительского уровня, со стороны будет казаться, что вы ездите уже год.
    Я всегда привязывал ремень к ручке колеса и он мне не раз пригодился, колесо ни разу не упало, я его удерживал. Да и я ни разу не упал, но в этом плане ремень не помогает. Пару раз было в городе — еду, и вдруг очень широкая и глубокая ливнёвка квадратной формы. Вижу — не проеду такое углубление без падения. Спрыгиваю, держу за ремень, колесо целое. Или еду, а спереди 30 см ступень, а пандус оказывается слева. Завернуть уже не успеваю, спрыгиваю со ступени, колесо держу за ремень, колесо целое. Я рекомендую держать ремень хотя бы 300км пробега. Не держаться за ремень, а держать ремень наготове, он у меня всегда в руке при езде.
    Как я уже писал, защиту на запястья надеваю всегда, т.к. возможное падение будет на них. А оно может произойти по независящим от вас причинам. Например, отказ электроники. А если предполагается езда под 30 км/ч, надеваю ещё и защиту коленей, т.к. возможно не получится пробежаться, и падение будет на запястья и колени. Защита вообще не мешает, и я не советую пренебрегать ей, т.к. ваш баланс зависит исключительно от электроники и нескольких датчиков, а не мастерства.

    • Спасибо за комментарий, отличный рассказ и все в нем правильно описано :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама