У моего электросамоката Airwheel Z3 нет никакого фонаря, и с приближением осени стала актуальной его установка. Ведь вечера уже тёмные, а в сентябре и вовсе в 8 часов вечера наступает ночь. А к тому же, я ещё обзавёлся велосипедом Xiaomi QiCYCLE, где штатный свет есть, но недостаточный. Поэтому я купил 2 велофонаря, о которых расскажу.
При выборе у меня стояла непростая задача. Дело в том, что у моего самоката Airwheel Z3 укороченные ручки руля, и свободного места для установки аксессуаров там ровно 2 см. Да и по бокам места мало, не разгуляешься. Нужен компактный фонарь с узким креплением. Поэтому большинство специальных велофонарей на мой руль установить невозможно. С одной стороны, жаль – потому что можно было бы подобрать фонарь с «правильным» светом (я имею в виду светотеневую границу). Чтобы фонарь светил только в нужном направлении, а не во все стороны, и не слепил встречных прохожих. Но тут не до жиру…
Поэтому я купил вот такой набор на Алиэкспрессе в количестве двух штук: для самоката и для велосипеда. Ширина его крепления ровно 2 см, как мне и надо.
Стоит это удовольствие в районе 700-800 рублей. В комплект входит фара, зарядное устройство и батарейный блок из 4-х литиево-ионных элементов неизвестной ёмкости, но обычно в характеристиках заявлено 4400 мАч (это мы сейчас проверим). Фонарь имеет 3 режима работы (высокая яркость 100%, низкая яркость 30% и стробоскоп), которые переключаются кнопкой. Зарядное устройство работает от сети 220 В и оборудовано индикатором зарядки (красный и зелёный двухцветный светодиод). Выходные параметры зарядного устройства – 8,4 В и 1 А.
Как обещают, в фонаре используется светодиод Cree XM-L – со световым потоком… взятым с потолка. Это могут быть цифры и в 1800 лм, и 2500 лм – всё зависит от фантазии китайцев. Конечно, я на эти цифры не смотрю, я знаю, что диод Cree XM-L выдаёт поток в 800-900 люменов при максимально допустимом токе около 3 А. А такие условия в компактном фонарике создать просто невозможно: мало того, что китайские аккумуляторы долго не протянут, самое главное – некуда будет отводить тепло (а это порядка 10 Вт), и диод очень быстро выйдет из строя из-за перегрева. Поэтому я рассчитывал примерно на 450-500 честных люменов, чего вполне достаточно для освещения дороги.
Как видно, в фонаре применён гладкий отражатель, значит, у нас будет дальний свет с ярким центральным пятном.
Первое, что я сделал – к внутренней стороне, которая прилегает к ручке руля, приклеил отрезок резины, взятый от старой велосипедной камеры. Это необходимо для того чтобы фонарь не смещался под действием тряски. Изначально там приклеена какая-то пенка, но она значительно более скользкая, чем обычная резина.
Вторая задача – нужно укоротить излишне длинный провод питания. Дело в том, что такие фонари универсальны, они при помощи налобного крепления могут крепиться на голову, тогда длинный провод будет в самый раз, ведь аккумуляторный блок крепится на пояс. Но мне такая длина провода ни к чему, она будет только мешать использованию. Поэтому я разобрал фонарь, просто открутив его коронку, и вынул стекло и отражатель.
Светодиод приклеен термоклеем на силуминовую основу модуля. Она плохо касается внешнего корпуса, поэтому вопрос охлаждения здесь всё-таки имеется. Перегревать диод нехорошо.
Но напрягло меня другое. Вот смотрю я на светодиод – и что-то в нём не то. Вроде бы очень похож на Cree XM-L, но что-то меня смущает. То ли кристалл не такой, то ли…
И действительно, чувства не обманули. Я погуглил, и оказалось, что в последние годы китайцы научились производить отличные подделки светодиодов Cree. Они очень похожи внешне, но имеют меньшую яркость, более низкий температурный порог, меньший срок службы – но, конечно же, и меньшую в 2-3 раза стоимость.
Так вот конкретно в этих фонарях используется никакой не американский Cree XM-L, а китайский «аналог» LatticeBright XK-5050. Он менее яркий и менее долговечный. Хотя, в принципе, это довольно качественный продукт и далеко не самый плохой. Внешне они практически не отличаются, но если под лупой присмотреться к контактным «пятачкам» на кристалле (где крепятся 3 медных провода-волоска), то у Cree эти пятачки круглые, а у LatticeBright – квадратные. И сам кристалл меньше, чем у Cree.
Осталось только выяснить его параметры. К счастью, у LatticeBright есть даже сайт с даташитами на продукцию!
Я замерил напряжение непосредственно на диоде, оказалось 2,8 В. А сам фонарь потребляет 0,6 А при питании от 8 В, то есть потребляемая мощность равна 4,8 Вт.
Значит, при напряжении 2,8 В ток будет 1,7 А. Конечно, КПД у драйвера не 100%-й, так что думаю, на диод реально приходит 1,5-1,6 А. При таком токе согласно характеристикам диод отдаёт световой поток порядка 550-600 лм (просто неизвестно, какой именно бин диода стоит в фонаре). Это очень даже неплохо, я ожидал меньшего!
На обратной стороне модуля мы видим плату драйвера (точнее, её внешнюю часть), где расположена кнопка переключения режимов и два микроскопических светодиода (D2 и D3) – красного и зелёного цветов. Они подсвечивают кнопку включения: при нормальном напряжении горит зелёный диод, при падении напряжения до 6 вольт горит красный.
Когда фара не горит, она всё равно потребляет ток (на фото ниже – 10 мА, но реально там 15 мА: просто индикатора не хватает, а я потом замерил мультиметром). И это минус: при неиспользовании надо отсоединять разъём питания. Иначе у вас будет «уплывать» по 0,12 Вт в час.
В общем, с помощью кусачек и паяльника я укоротил питающий провод.
Третья доработка – на стекло с внутренней стороны я приклеил кусочек изоленты.
При установке эта часть фонаря будет сверху. И необходима такая полоска для того чтобы не слепить встречных пешеходов. Шторка просто убирает верхнюю часть паразитной засветки, при этом на освещение дороги никак не влияет.
На самокате Airwheel Z3 я установил фару на левую рукоятку, передвинув ручку тормоза ближе к центру. Это в моём случае единственно возможный вариант крепления фонаря.
Провод просто обвил вокруг штатной косы. Хотя можно его упрятать внутрь оплётки.
А аккумуляторный блок держится на рулевой стойке и ничему не мешает.
На велосипеде Xiaomi QiCYCLE получилось вот так.
В принципе, всё удобно, компактно и под рукой.
А светит данный велофонарь ярким узким лучом, освещая дорогу в нужной зоне.
Теперь проверим ёмкость аккумуляторной батареи с помощью устройства iMAX B6 путём разрядки до 6 вольт. При нагрузке 0,7 А напряжение аккумулятора проседает до 7,5 В (изначально батарея заряжена до 8,25 В). Это плохо – сразу становится понятно, что элементы некачественные. Посмотрим, сколько ампер-часов выдаст батарея.
Прошло около трёх часов, и процесс разрядки завершился с показанием 1978 мАч. Как я и думал, объявленная ёмкость завышена в 2 раза. В батарейном блоке – самые дешёвые аккумуляторы ёмкостью по 1000 мАч, а не 2200, как должно быть. Такого запаса энергии хватит примерно на 2,5-3 часа работы на максимальной яркости. Мне этого более чем достаточно, а в дальнейшем я заменю элементы на более качественные. А на продавца открою диспут и верну часть денег.
Итак. Если не докапываться к обещанным цифрам и реально полученным – то за свои деньги это реально неплохой яркий фонарь, плюс имеющий в комплекте какой-никакой аккумулятор и зарядное устройство. Что хорошо – аккумулятор легко доступен для вмешательства: когда элементы 18650 выйдут из строя, их несложно будет заменить на новые. Итого, в целом я доволен этим фонарём даже несмотря на нюансы.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Добавить комментарий