Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

У моего электросамоката Airwheel Z3 нет никакого фонаря, и с приближением осени стала актуальной его установка. Ведь вечера уже тёмные, а в сентябре и вовсе в 8 часов вечера наступает ночь. А к тому же, я ещё обзавёлся велосипедом Xiaomi QiCYCLE, где штатный свет есть, но недостаточный. Поэтому я купил 2 велофонаря, о которых расскажу.

При выборе у меня стояла непростая задача. Дело в том, что у моего самоката Airwheel Z3 укороченные ручки руля, и свободного места для установки аксессуаров там ровно 2 см. Да и по бокам места мало, не разгуляешься. Нужен компактный фонарь с узким креплением. Поэтому большинство специальных велофонарей на мой руль установить невозможно. С одной стороны, жаль – потому что можно было бы подобрать фонарь с «правильным» светом (я имею в виду светотеневую границу). Чтобы фонарь светил только в нужном направлении, а не во все стороны, и не слепил встречных прохожих. Но тут не до жиру…

Поэтому я купил вот такой набор на Алиэкспрессе в количестве двух штук: для самоката и для велосипеда. Ширина его крепления ровно 2 см, как мне и надо.

Велофонарь (комплект)

Стоит это удовольствие в районе 700-800 рублей. В комплект входит фара, зарядное устройство и батарейный блок из 4-х литиево-ионных элементов неизвестной ёмкости, но обычно в характеристиках заявлено 4400 мАч (это мы сейчас проверим). Фонарь имеет 3 режима работы (высокая яркость 100%, низкая яркость 30% и стробоскоп), которые переключаются кнопкой. Зарядное устройство работает от сети 220 В и оборудовано индикатором зарядки (красный и зелёный двухцветный светодиод). Выходные параметры зарядного устройства – 8,4 В и 1 А.

Как обещают, в фонаре используется светодиод Cree XM-L – со световым потоком… взятым с потолка. Это могут быть цифры и в 1800 лм, и 2500 лм – всё зависит от фантазии китайцев. Конечно, я на эти цифры не смотрю, я знаю, что диод Cree XM-L выдаёт поток в 800-900 люменов при максимально допустимом токе около 3 А. А такие условия в компактном фонарике создать просто невозможно: мало того, что китайские аккумуляторы долго не протянут, самое главное – некуда будет отводить тепло (а это порядка 10 Вт), и диод очень быстро выйдет из строя из-за перегрева. Поэтому я рассчитывал примерно на 450-500 честных люменов, чего вполне достаточно для освещения дороги.

Велофонарь

Как видно, в фонаре применён гладкий отражатель, значит, у нас будет дальний свет с ярким центральным пятном.

Первое, что я сделал – к внутренней стороне, которая прилегает к ручке руля, приклеил отрезок резины, взятый от старой велосипедной камеры. Это необходимо для того чтобы фонарь не смещался под действием тряски. Изначально там приклеена какая-то пенка, но она значительно более скользкая, чем обычная резина.

Резиновая подложка

Вторая задача – нужно укоротить излишне длинный провод питания. Дело в том, что такие фонари универсальны, они при помощи налобного крепления могут крепиться на голову, тогда длинный провод будет в самый раз, ведь аккумуляторный блок крепится на пояс. Но мне такая длина провода ни к чему, она будет только мешать использованию. Поэтому я разобрал фонарь, просто открутив его коронку, и вынул стекло и отражатель.

Корпус вскрыт

Светодиод приклеен термоклеем на силуминовую основу модуля. Она плохо касается внешнего корпуса, поэтому вопрос охлаждения здесь всё-таки имеется. Перегревать диод нехорошо.

Но напрягло меня другое. Вот смотрю я на светодиод – и что-то в нём не то. Вроде бы очень похож на Cree XM-L, но что-то меня смущает. То ли кристалл не такой, то ли…

Светодиод

И действительно, чувства не обманули. Я погуглил, и оказалось, что в последние годы китайцы научились производить отличные подделки светодиодов Cree. Они очень похожи внешне, но имеют меньшую яркость, более низкий температурный порог, меньший срок службы – но, конечно же, и меньшую в 2-3 раза стоимость.

Так вот конкретно в этих фонарях используется никакой не американский Cree XM-L, а китайский «аналог» LatticeBright XK-5050. Он менее яркий и менее долговечный. Хотя, в принципе, это довольно качественный продукт и далеко не самый плохой. Внешне они практически не отличаются, но если под лупой присмотреться к контактным «пятачкам» на кристалле (где крепятся 3 медных провода-волоска), то у Cree эти пятачки круглые, а у LatticeBright – квадратные. И сам кристалл меньше, чем у Cree.

Осталось только выяснить его параметры. К счастью, у LatticeBright есть даже сайт с даташитами на продукцию!

Я замерил напряжение непосредственно на диоде, оказалось 2,8 В. А сам фонарь потребляет 0,6 А при питании от 8 В, то есть потребляемая мощность равна 4,8 Вт.

Ток 0,6 А

Значит, при напряжении 2,8 В ток будет 1,7 А. Конечно, КПД у драйвера не 100%-й, так что думаю, на диод реально приходит 1,5-1,6 А. При таком токе согласно характеристикам диод отдаёт световой поток порядка 550-600 лм (просто неизвестно, какой именно бин диода стоит в фонаре). Это очень даже неплохо, я ожидал меньшего!

На обратной стороне модуля мы видим плату драйвера (точнее, её внешнюю часть), где расположена кнопка переключения режимов и два микроскопических светодиода (D2 и D3) – красного и зелёного цветов. Они подсвечивают кнопку включения: при нормальном напряжении горит зелёный диод, при падении напряжения до 6 вольт горит красный.

Плата драйвера

Когда фара не горит, она всё равно потребляет ток (на фото ниже – 10 мА, но реально там 15 мА: просто индикатора не хватает, а я потом замерил мультиметром). И это минус: при неиспользовании надо отсоединять разъём питания. Иначе у вас будет «уплывать» по 0,12 Вт в час.

Ток 15 мА

В общем, с помощью кусачек и паяльника я укоротил питающий провод.

Укоротил провод

Третья доработка – на стекло с внутренней стороны я приклеил кусочек изоленты.

Кусочек изоленты

При установке эта часть фонаря будет сверху. И необходима такая полоска для того чтобы не слепить встречных пешеходов. Шторка просто убирает верхнюю часть паразитной засветки, при этом на освещение дороги никак не влияет.

Шторка на фонаре

На самокате Airwheel Z3 я установил фару на левую рукоятку, передвинув ручку тормоза ближе к центру. Это в моём случае единственно возможный вариант крепления фонаря.

Фонарь на самокате Airwheel Z3

Провод просто обвил вокруг штатной косы. Хотя можно его упрятать внутрь оплётки.

Провод питания

А аккумуляторный блок держится на рулевой стойке и ничему не мешает.

Батарейный блок

На велосипеде Xiaomi QiCYCLE получилось вот так.

Фонарь на велосипеде Xiaomi QiCYCLE

В принципе, всё удобно, компактно и под рукой.

Кнопка переключения

А светит данный велофонарь ярким узким лучом, освещая дорогу в нужной зоне.

Так светит фонарь

Теперь проверим ёмкость аккумуляторной батареи с помощью устройства iMAX B6 путём разрядки до 6 вольт. При нагрузке 0,7 А напряжение аккумулятора проседает до 7,5 В (изначально батарея заряжена до 8,25 В). Это плохо – сразу становится понятно, что элементы некачественные. Посмотрим, сколько ампер-часов выдаст батарея.

Разряжаем батарею

Прошло около трёх часов, и процесс разрядки завершился с показанием 1978 мАч. Как я и думал, объявленная ёмкость завышена в 2 раза. В батарейном блоке – самые дешёвые аккумуляторы ёмкостью по 1000 мАч, а не 2200, как должно быть. Такого запаса энергии хватит примерно на 2,5-3 часа работы на максимальной яркости. Мне этого более чем достаточно, а в дальнейшем я заменю элементы на более качественные. А на продавца открою диспут и верну часть денег.

Ёмкость около 2000 мАч

Итак. Если не докапываться к обещанным цифрам и реально полученным – то за свои деньги это реально неплохой яркий фонарь, плюс имеющий в комплекте какой-никакой аккумулятор и зарядное устройство. Что хорошо – аккумулятор легко доступен для вмешательства: когда элементы 18650 выйдут из строя, их несложно будет заменить на новые. Итого, в целом я доволен этим фонарём даже несмотря на нюансы.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама