Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

В своё время я уже разъяснял ситуацию по поводу прав на управление квадроциклами и квадрициклами. И встретил, можно сказать, ожесточённое сопротивление ;) со стороны тех, кто хочет управлять мотовездеходом при наличии водительского удостоверения с категорией «B», выдаваемого органами ГИБДД. Меня даже обвинили в том, что я лишь выражаю своё личное мнение, а не закон. Поэтому я снова, уже в сто первый раз, решил рассказать, как обстоит ситуация с правом на управление квадроциклом в 2015 и 2016 году.

Итак, если ваши источники – это ОБС (одна бабка сказала) или даже ОГН (один гаишник насвистел), не обольщайтесь. Закон, действующий на просторах Российской Федерации, один. И он гласит (если кратко): для управления мотовездеходом необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории «A I» (один). Никакие водительские удостоверения, выданные ГИБДД, какая бы там категория ни была открыта, для управления мотовездеходом не подходят.

Терминология. Что такое квадрицикл и мотовездеход

Прежде всего, ещё раз обратимся к терминологии. Такого понятия как квадроцикл, в нормативно-правовой базе нет. Есть понятие квадрицикл, есть понятие мотовездеход.

Что такое квадрицикл. Согласно ГОСТ Р 51815-2001, квадрициклы – это «четырёхколёсные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 квт, снаряжённой массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети».

Квадрициклы (как предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования) сопровождаются паспортом транспортного средства (ПТС), выдаваемым Федеральной таможенной службой, а регистрация квадрициклов (транспортных средств) производится органами ГИБДД.

Что такое мотовездеход. Согласно ГОСТ Р 52008-2003, мотовездеход – это «любое механическое внедорожное транспортное средство на четырёх колёсах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования».

Мотовездеходы по классификации являются самоходными машинами (не предназначенными для эксплуатации на дорогах общего пользования), посему сопровождаются паспортом самоходной машины (ПСМ), выдаваемым Федеральной таможенной службой, а регистрация самоходных машин (и мотовездеходов в частности) производится органами Гостехнадзора.

У вас также может быть и снегоболотоход. Согласно ГОСТ Р 50943-2011, снегоболотоход – «самодвижущееся транспортное средство, сконструированное и предназначенное для перевозки пассажиров и/или грузов преимущественно в условиях снежного и/или заболоченного бездорожья вне дорог общей сети и оснащенное колесными или гусеничными движителями».

Снегоболотоход, как и мотовездеход, является самоходной машиной, и на него распространяются те же правила и законы, что и на мотовездеход. Более того, у вас в паспорте самоходной машины может быть написано «снегоболотоход», а в свидетельстве о регистрации – «мотовездеход».

Права на управление квадрициклом

Теперь возьмите главный документ от вашей техники, и посмотрите, что это за документ. Если у вас ПТС (паспорт транспортного средства) – вопросов нет, спокойно управляйте своим квадрициклом с водительским удостоверением, выдаваемым ГИБДД (о категории чуть ниже). Вам на это даёт право Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В частности, Статья 25 прямо упоминает право на управление квадрициклами, так как внесено определение данной подкатегории:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):


подкатегория «B1» – трициклы и квадрициклы;

С подкатегорией транспортных средств разобрались. Теперь осталось разобраться с категорией водительского удостоверения. Если у вас квадрицикл с рулём мотоциклетного типа или мотоциклетной посадкой – нужна категория водительского удостоверения «А». Если у вас квадрицикл с рулём автомобильного типа – нужна категория водительского удостоверения «B». Это написано в той же Статье 25, пункт 7:

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, категории «В» – подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа), категории «С» – подкатегории «С1», категории «D» – подкатегории «D1», категории «СЕ» – подкатегории «С1E», категории «DE» – подкатегории «D1E».

Итак, обычными в нашем пониманиями квадрициклами типа ATV (с мотоциклетным рулём) можно управлять с гибддшными правами категории «А» (либо «B1»), а если у вас квадрицикл с автомобильным рулём и посадкой side-by-side (типа UTV) – нужны права категории «B» (либо «B1»). Так что права категории «В» (без единицы) никак не подходят для управления ATV!

С квадрициклами разобрались полностью.

Права на управление мотовездеходом

ПСМ – паспорт самоходной машины А вот если вы принадлежите 99%-ам владельцев самоходной машины (и у вас, соответственно, ПСМ – паспорт самоходной машины, с голограммой Гостехнадзора в правом верхнем углу), тогда вам потребуется документ, дающий право на управление этой самоходной машиной.

Важно понимать, что не вам, владельцу, решать, мотовездеход у вас или квадрицикл. Вы, конечно, можете мне возразить: «А у меня аппарат рассчитан на двух человек, значит, он не попадает под определение мотовездехода, так как там говорится об только одном водителе». Или: «А вот у меня есть фары, поворотники, звуковой сигнал и прочее, необходимое для передвижения по дорогам общего пользования – значит, это не внедорожное средство». Пожалуйста, с такими претензиями вы можете попробовать обратиться к ФТС, и пусть они вам заменят ПСМ на ПТС на основе этих формулировок. Думаю, результат понятен заранее, но вы можете попытаться, вопрос только – зачем. Короче, за вас уже всё решила (классифицировала) ФТС и дала вам конечный документ на технику. По каким принципам она классифицирует квадрициклы и мотовездеходы, я не знаю, возможно, по шинам низкого давления или ещё каким-то. И вы это уже изменить не можете. Вы на законных основаниях обладаете либо мотовездеходом (самоходной машиной), либо квадрициклом. Но точно не квадроциклом.

Так вот, возвращаюсь к документу, дающему право на управление самоходной машиной. В этой области ничего не менялось с 1999 года. Документ называется так: Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)». В нём описан порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Открываем, читаем.

Глава «I. Общие положения», пункт 2. Чисто для справки. Поскольку у вас уже имеется документ на самоходную машину.

Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объёмом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Да, здесь как бы прямой намёк на то, что у вас как бы квадрицикл – потому что и скорость у него выше 50 км/ч, и для движения по ДОП он явно предназначен (имеет звуковые и световые сигналы). Но увы, у вас документ – ПСМ, и поэтому по документам у вас самоходная машина.

Пункт 3 той же статьи:

Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов:

  • удостоверение тракториста-машиниста (тракториста);
  • временное удостоверение на право управления самоходными машинами (далее – временное удостоверение);
  • временное разрешение на право управления самоходными машинами (далее – временное разрешение).

Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.

Как видим, самоходной машиной разрешается управлять только при наличии удостоверения тракториста-машиниста (либо временного разрешения). Никаких ГИБДД-шных водительских удостоверений ни с какой с категорией законом не предусмотрено.

Пункт 4 (выдержка):

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

категория «A» – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:

I – внедорожные мототранспортные средства;

II – внедорожные автотранспортные средства, разрешённая максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;

III – внедорожные автотранспортные средства, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «A IV»);

IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест.

УТМ – удостоверение тракториста-машинистаИтого, если у вас мотовездеход с мотоциклетным рулём или посадкой (типа ATV) – вам нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «A I», если же у вас мотовездеход с автомобильным рулём и посадкой side-by-side (типа UTV) – вам нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «A II».

Справа вы видите образец УТМ.

Надеюсь, я кого-то убедил в правильности своих прежних заявлений. А кто по-прежнему хочет кататься на мотовездеходе с правами от другой техники, а вместо УТМ предъявлять распечатку из Википедии – тому и флаг в руки. Я чрезмерно упёртых людей переубеждать не собираюсь.

Также рекомендую прочитать статью «Как получить права на квадроцикл» – это мой личный опыт получения удостоверения тракториста-машиниста. На сегодняшний день методика сдачи экзаменов на УТМ по-прежнему актуальна.

66 комментариев: Права на квадроцикл (мотовездеход) в 2016 и 2017 году

  • Отличная статья, спасибо! Если позволите, то чуточку добавлю, что на тот же side-by-side раз на раз не приходится, как уверяют коллеги с atv форума: как Бог на душу инспектору ГТН положит. Либо уедешь с отметкой в свидетельстве АI, либо поедешь сдавать на АII.
    А ребятам, которые борются за справедливость, могу порекомендовать потратить 1-2 дня на получение прав. Это не так сложно, как этого боятся либо просто ленятся те, кто топчет клавиатуру с доказательством от обратного. И, да, в любом случае денег, которые «гипотетически» можно заработать за эти 1-2 дня не хватит на оплату возможных штрафных санкций, в случае попадания на таковые от ГИБДД или ГТН (иногда и такие «экономические» доводы приводят – я больше потряю денег, чем сберегу, если эти 2 дня буду не на работе…).

    • Для Side-by-side стопудово нужна категория «A II», ведь этот агрегат – с автомобильным рулем и посадкой. В общем, надо твердо настаивать :).
      У нас на эту категорию отдельное обучение, и почему-то в полтора раза дороже, чем на «A I». Хотя в чем принципиальная разница, я хоть убей не понимаю.

  • Слава Богу экстерн пока есть в ГТН. :) Поэтому обучение можно по боку пустить. Тем более в том виде, в котором оно сейчас есть. Я брал 1 практическое занятие и потом шёл на экзамен. В итоге – с правами. Вот думаю открыть AII на всякий случай. :)

  • А я все таки получил права AI. Сдавал на «синеньком». В принципе достаточно быстро. Спасибо за предыдущие статьи.

  • Отличный у Вас сайт,-) Только негде не прописано что езда по ДОП, запрещена,-) все трактора и т.п., в России, имеют ПСМ. Нам только на автомагистраль низя) ну и где установлены знаки;3.6 5.1 и т.п,-) если что, у меня почти все категории в УТМ открыты,-) зы: пускай мне хоть один инспектор запретит ездить по ДОП)))

    • Совершенно верно, ездить по ДОП не запрещено и административной ответственности за это нет. Запрещено двигаться только по автомагистралям и под указанные знаки.

  • Ребята не буду ни с кем спорить, ситуация такая : написал вопрос на офф.сайт областной ГББД, в вопросе перечислил что имеется CF 500 ,есть права тракториста-машиниста А1 , права категории А и В, страховка и регистрация тоже в наличии. Пришёл ответ: «ездить по ДОПам запрещено т.к. В инструкции по эксплуатации CF Moto написано что снегоболотоход предназначен для езды по бездорожью , и на нем запрещено выезжать на дороги общего пользования. »
    Открыл инструкцию , действительно в самом начале , есть такое указание. При постановке на учет спросил у инспектора гостехнадзора про ДОПы , он мне ответил что можно ездить. КАК БЫТЬ ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС ?

    • Какие смешные гаишники, интересно, на каком основании они собираются что-то запрещать. Инструкция никого, кроме вас, не касается, инструкция законом не является. Ни в одном федеральном законе или постановлении нет запрета на выезд на ДОП. В КоАП ответственность не предусмотрена.

      • В принципе так же мне инспектор гостехнадзора сказал, так что я тоже ему поверил, тем более этот вариант нмнооого лучше ))

    • Я скажу – разбираться по месту. Так ли часто полиция останавливает?

  • Умора с этими гибддэшниками )) искренно хотел-бы чтобы мне вменили выезд-езду по ДОП)) да не просто на словах… а в бумажном виде (протокол) P/S Сказочные….)))

  • На этой странице 21 слово квадроцикл с ошибкой: квадрицикл
    Или я чего-то не знаю? :-)

    • Слово квадрицикл пишется как квадрицикл, а слово квадроцикл – как квадроцикл. Где ошибка? Я нигде эти слова не перепутал.

  • Хватит ссылаться на выписки и ссылки,я тупой,ответьте одним словом,можно ездить по ДОП или нет!!!

  • блинюююодним словом ответьте можно ездить по ДОП???? да или нет

  • можно ездить, я вот сайт надыбал [тут была ссылка на сайт с фальшивыми правами], там же заказывал прохождение курсов водительских и там же мне подробно инструктора рассказали, что и к чему. хотя некоторые гаишники придраться могут, это уже по их желанию

    • Лучше бы мозгов себе надыбал. Ссылки на мошенников удаляются всегда.

  • Спасибо за разъяснения, все понятно и доступно для простого обывателя))

  • мозгов не мозгов, а я тоже могу порекомендовать сайт ( ссылка на мошенников с фальшивыми правами удалена ), через который я делал себе документы на свой квадрик.
    Ну если не любите беготни лишней, всяких напрягов – то обращайтесь.
    Мне помогли в моей проблеме и я себе спокойно теперь наслаждаюсь ездой.

    • Еще раз для особо одаренных: ссылки на мошенников удаляются. Поздравляю, продолжайте кормить жулье и ездить с поддельными правами. Очень надеюсь, что ответственность за это рано или поздно наступит.

  • Есть желание прояснить ситуацию как теперь обстоит дело с получением водительского (тракториста-машиниста) на квадр? Теперь ввели обучение в автошколе, чтобы затем сдавать экзамен в ГТН, мать их..

    • Да, самоподготовку отменили, теперь только через школу…

      • А мне повезло так: если имелась категория А (ГАИ) до 99 года, то учиться и сдавать экзамен в гостехнадзоре не надо. Справка из ГИБДД, мед. комиссия, квитанция. Пришёл в гостехнадзор и получил права А1. Я сначала об этом и не знал: пришёл в автошколу. А препод попался честный: говорит: иди и получи свои права. А мог бы и промолчать…

  • Вопрос, мотовездеход с 48 кубовым двигателем и скоростью 60 км/ч с обычным договорм купли продажи (птс и псм невыдается) подлежит регистрации? и нужно ли какое либо удостоверение на управление таким транспортом??? Перечитал много всего и нигде ответа найти немогу.

    • По закону такой квадрик считается мопедом и регистрации он не подлежит. Для управления нужны права кат. «М» или любой другой.

      • Мопе́д — двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч, колеса у мотовездехода четыре и скорость больше, тоже несходится.

        • Если дочитать данный абзац до конца, увидим строки: «К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики».

          • Так по документам это «мотовездеход», и квадрициклы предназначены для дорог общего пользования

          • мотоциклетный руль, и мотоциклетная посадка к мопеду и квадрициклу неотнесеш

            • А что, у квадра не мотоциклетный руль или не мотоциклетная посадка? :))
              Короче, я на вопрос ответил, как по закону. Все остальное – домыслы, это сколько угодно на здоровье.

  • Прочитал статью— отличная. Спасибо!
    Есть вопрос.
    «КвадрОцикл» ДВС 49куб.см. мах. скорость 20 км.ч. не является квадрИциклом (по ГОСТу, т.к. скорость меньше 25 км.ч.), а также не является самоходной машиной (рабочий объём менее 50куб. см.)
    Какие нужны «права» для управления на дорогах?

    • Такой аппарат согласно ПДД считается мопедом, для него подходит любая категория начиная от «М».

      • Почему данный аппарат считается мопедом. Согласно ПДД к мопедам приравниваются только КВАДРИЦИКЛЫ имеющие аналогичные технические характеристики.
        Согласно ГОСТа на КВАДРИЦИКЛЫ, данный аппарат не является КВАДРИЦИКЛОМ, следовательно его нельзя приравнять к мопеду.
        (я искренне—не могу понять (хотя это мои поблемы))
        Большое спасибо, что ответили.

        • А-а-а, я что-то невнимательно прочитал насчет скорости. Однозначно ответить в таком случае не могу, с одной стороны – двигатель у него имеется, и по характеристикам двигателя он вписывается в определение «Мопед». Однозначно это не «квадроцикл», т.к. такого определения в нормативно-правовой базе нет. Остается только спортинвентарь – вероятно, это наиболее правильная для него классификация. Для спортинвентаря права не нужны. Но что-то мне все-таки говорит о том, что лучше бы иметь категорию «М» или выше.

          • Пологаю ВАМ говорит интуиция. Думаю, что это недоработка наших законодателей.
            Извините, но хочу ВАС поправить. Прочитав ВАШ ответ предыдущему вопрошателю Алексею, думаю, что его мотовездеход следует приравнять к мотоциклу, а не к мопеду т.к. скорость более 50 км.ч.
            Еще раз спасибо за ответы.

            p.s.Статья написана великолепно.(подозреваю пользовались услугами редактора)

            • Да, каждый конкретный аппарат у нас в законах не прописан.
              В реальности на максимальную скорость никто не ориентируется, все ориентируются только на объем двигателя.

              PS. Если я сам умею грамотно писать – для чего мне редактор?? Я не мальчик уже давно, мне 42 года.

              • Мне 52 и я не владею СЛОГОМ, как Вы.
                Что касается «редактора», я просто хотел повысить весомость комплимента ( отдаю должное)

    • Кароче, я тут уже как то спорил, но со мной не согласились, прошёл я процедуру, попался на квадре 49 кубов в состоянии пьяном (12.8.1 вообщем), кому что не понятно могу выслать на почту решение, из которого всё сразу станет понятно что права на такую технику ни какие НЕ НУЖНЫ, пишите мне на почту 4arenda@forwardup.ru я вам отвечу

  • Что то я не врублюсь. у меня права на мотоцикл категории А (водительские) и тракторные где есть А1 ,в чем их разница ,если можно на пальцах

    • А что непонятно? Первое – это водительское удостоверение, второе – удостоверение тракториста-машиниста, фото дано в статье. Два разных документа.

  • Кароче, я тут уже как то спорил, но со мной не согласились, прошёл я процедуру, попался на квадре 49 кубов в состоянии пьяном (12.8.1 вообщем), кому что не понятно могу выслать на почту решение, из которого всё сразу станет понятно что права на такую технику ни какие НЕ НУЖНЫ, пишите мне на почту 4arenda@forwardup.ru я вам отвечу

  • 10.02.2017
    „окумент длЯ печати
    Џечать
    Решение по административному делу – надзор
    Информация по делу
    No 4а-295/2016
    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
    г. Владимир 16 ноября 2016 года
    Заместитель председателя Владимирского областного суда Рогожин С.В., рассмотрев жалобу
    Савченко А. А. на постановление мирового судьи судебного участка No 2 г. Коврова Владимирской
    области от 6 июля 2016 года и решение Ковровского городского суда Владимирской области от 13
    сентября 2016 года, вынесенные в отношении Савченко А.А. по делу об административном
    правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об
    административных правонарушениях,
    установил:
    постановлением мирового судьи судебного участка No 2 г. Коврова Владимирской области от 6
    июля 2016 года, оставленным без изменения решением Ковровского городского суда Владимирской
    области от 13 сентября 2016 года, Савченко А.А. признан виновным в совершении
    административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской
    Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением наказания в
    виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей с лишением права
    управления транспортными средствами на срок один год семь месяцев.
    В поданной во Владимирский областной суд жалобе Савченко А.А., выражая несогласие с
    названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с
    отсутствием в его действиях состава правонарушения. Указывает, что мотовездеход марки «****»,
    которым он управлял ****, по техническим характеристикам не относится к транспортным средствам
    согласно примечанию к ст.12.1 КоАП РФ, имеет объем двигателя 48 кубических сантиметров,
    развивает скорость менее 50 километров в час. Отмечает, что данный вопрос мировым судьей не
    исследовался, а с выводами городского суда о том, что по техническим характеристикам мотовездеход
    относится к категории «Легкий квадрицикл» и требует специального права на управление
    транспортными средствами категории «М», не соглашается. Полагает, что согласно таможенной
    декларации и заключению таможенного эксперта от **** мотовездеход марки «****» имеет
    технические характеристики и все признаки «квадроцикла»: четыре колеса, сидение с мотоциклетной
    посадкой и руль мотоциклетного типа, шины с низким давлением, разграничение которого от
    «квадрицикла» состоит в функциональном назначении – не предназначен для движения по дорогам
    общего пользования. Обращает внимание, что согласно ГОСТ Р 51815-2001 квадрициклы должны
    обладать такими требованиями, как: обязательное наличие осветительных фар, указателей поворота,
    зеркал заднего вида, стоп-сигналов, устройств для очистки отработанных выхлапных газов до
    требуемого уровня, звуковых сигналов, места для установки регистрационного знака с целью
    обеспечить безопасное участие водителя в дорожном движении по дорогам общего пользования.
    Аналогичных обязательных требований ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные
    четырехколесные внедорожные» к мотовездеходам не предъявляют, поскольку они предназначены для
    передвижения вне дорог общего пользования. Отмечает, что установленные в п.1 ст.25 ФЗ «О
    безопасности дорожного движения» No 196-ФЗ от 10.12.1995 категории транспортных средств, на
    управление которыми органами ГИБДД выдаются специальные разрешения (в том числе категории
    «М») являются транспортными средствами, предназначенными для движения по дорогам общего
    пользования. По утверждению заявителя, мотовездеход марки «****» предназначен для
    передвижения вне дорог общего пользования и специального права на управление им не требует.
    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, с учетом ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к
    выводу об отмене состоявшихся по делу судебных решений.
    1/410.02.2017
    „окумент длЯ печати
    На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных
    правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение
    обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения
    вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению
    административных правонарушений.
    Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что **** в 22 час. 20 мин.
    в районе дома **** Савченко А.А. управлял мотовездеходом «****» в нарушение п.2.7 ПДД РФ,
    находясь в состоянии алкогольного опьянения.
    Указанные действия Савченко А.А. мировым судьей квалифицированы по ч. 1 ст. 12.8 КоАП
    РФ.
    13 сентября 2016 года судья Ковровского городского суда Владимирской области подтвердил
    виновность Савченко А.А. в совершении административного правонарушения, пришел к выводу о
    том, что мотовездеход марки «****» соответствует понятию ГОСТ Р 51815-2001 «Легкий
    квадрицикл» и на него требуется специальное право на управление транспортными средствами
    категории «М».
    Однако с данными выводами судебных инстанций нельзя согласиться.
    Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ наступает за управление
    транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не
    содержат уголовно наказуемого деяния.
    Таким образом, субъектом данного правонарушения является водитель транспортного
    средства.
    В силу примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в этой статье следует
    понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более
    50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и
    максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему,
    подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора,
    самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на
    управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности
    дорожного движения предоставляется специальное право.
    Анализ приведенной нормы применительно к положению ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ позволяет
    сделать вывод о том, что для правильного разрешения настоящего дела необходимо установить,
    относится ли мотовездеход, которым управлял Савченко А.А. ****, к транспортным средствам в
    смысле, придаваемом этому понятию в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.
    Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 «О
    государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на
    территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской
    Федерации осуществляют:
    подразделения ГИБДД – автомототранспортных средств, имеющих максимальную
    конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по
    автомобильным дорогам общего пользования;
    органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других
    видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) – тракторов, самоходных дорожно-
    строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие
    максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения
    по автомобильным дорогам общего пользования.
    Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений
    тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим
    2/410.02.2017
    „окумент длЯ печати
    состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации устанавливаются
    Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-
    машиниста (тракториста), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
    12 июля 1999 года N 796 (далее – Правила).
    На основании п. 2 Правил под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются
    тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые
    механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего
    сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более
    4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего
    пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость
    более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других
    войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности
    государства).
    Правилами предусмотрена дифференциация самоходных машин, на управление которыми
    предоставляется специальное право, на ряд категорий и входящих в них подкатегорий: A, B, C, E, D,
    F. При этом к категории A относятся автомототранспортные средства, не предназначенные для
    движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную
    конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а к подкатегории AI – внедорожные мототранспортные
    средства.
    Из материалов дела, в том числе ответа директора ООО «****» от ****, где Савченко А.А.
    приобретал мотовездеход ****, таможенной декларации от **** и заключения таможенной
    экспертизы от ****, следует, что мотовездеход указанной модели не предназначен для дорог общего
    пользования, объем его двигателя – 49 куб. сантиметров, максимальная скорость движения 45 км/ч.
    Указанные технические характеристики свидетельствуют о том, что мотовездеход **** не
    является самоходной машиной, на управление которой в соответствии с Правилами предоставляется
    специальное право, следовательно, не относится к транспортным средствам в смысле, придаваемом
    этому понятию в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.
    Вывод суда о тождественности указанного мотовездехода **** понятию «квадрицикл»
    согласно ГОСТ Р 51815-2001 не является однозначным, поскольку, как верно указано в жалобе, его
    характеристики также соответствуют ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные
    четырехколесные внедорожные».
    Таким образом, поскольку мотовездеход, которым **** управлял Савченко А.А., по смыслу
    приведенных выше положений закона, не является транспортным средством, его действия не
    образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1
    ст.12.8 КоАП РФ.
    При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные решения нельзя признать законными и
    обоснованными, они подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1
    ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
    постановил:
    жалобу Савченко А. А. удовлетворить.
    Постановление мирового судьи судебного участка No 2 г. Коврова Владимирской области от 6
    июля 2016 года и решение судьи Ковровского городского суда Владимирской области от 13 сентября
    2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.8 КоАП РФ,
    отменить.
    Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1
    ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
    3/410.02.2017
    Заместитель председателя суда
    „окумент длЯ печати
    С.В. Рогожин
    4/4

    • Хахах, прикольно :). Заявитель хорошо промыл мозги судье, а судья не стал разбираться. И, кстати, примечание к статье 12.1 по поводу определения транспортного средства касается только этой статьи – о регистрации ТС. Да, ТС с такими характеристиками регистрации не подлежат, но весь остальной КоАП к ним относится точно так же, как и к мопедам.

      • а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

        на что и ссылалось в жалобе

        • Да, у нас в законе полно таких мест с неувязками и нечеткими формулировками, поэтому иногда при разборе может повезти, но иногда – нет.

      • а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

        на всю 12ую главу, к остальным статьям просто плюсуются виды техники

      • Ко всей главе относится, дочитайте примечание до конца.

  • Спасибо, очень все подробно расписали.Хотелось бы понять как выглядит квадрИцикл с рулем и посадкой как у мотоцикла, что бы можно на нем ездить с мотоциклетной категорией А и чем же он все таки отличается от АТV (квадрОцилка)? Вообще конечно путаница жуткая во всем этом.

    • Конструктивно нет разницы между тем и другим. Разница может быть только в параметрах (масса, скорость), причем шанс купить квадрицикл (с ПТС) минимальный, и насколько я помню, такие выдавали только квадрициклам российского производства. Все иностранные машины идут как мотовездеход с ПСМ.

      • Понятно. Предполагаю проще получить удостоверение тракториста, чем искать аппарат под мотоциклетную категорию А.

  • Подскажите хочу купить квадроцикл есть права а1, какой с технической точке зрения можно взять к примеру могу взять 200сс, а не 125сс?

    • Это не имеет значения. Права нужны что на 125, что на 200. Но брать надо, конечно, помощнее :)

      • Я спрашиваю потому что к правам категории а1 дописка до 125 куб см
        Я так понял что 125сс это они и есть и если взять мощнее штрафонут или еще хуже конфискуют

        • А, я понял: у вас не удостоверение тракториста-машиниста категории A I, а водительское удостоверение категории А1 (мотоциклы). С таким ВУ управлять квадроциклом нельзя.

      • Может ведь такое быть?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запчасти для квадроциклов
Запчасти для квадроциклов
Реклама