Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

Меня попросили посмотреть неисправный велосипед QiCycle, проблема заключалась в том, что не работает мотор (не включается и не оказывает помощь), хотя все остальные функции велосипеда работают нормально. Делюсь с вами историей диагностики и ремонта.

Первым делом я решил проверить, поступают ли какие-нибудь данные с датчика усилия. Ведь если неисправен датчик, либо проводка, то контроллер не будет получать информацию о том, есть ли давление на педалях, и не будет включать мотор. Для этого нужно упереть заднее колесо в пол, переднее колесо приподнять и нажать на педаль. В этот момент кого-нибудь нужно попросить покрутить переднее колесо хотя бы с минимальной скоростью, потому что само оно вращаться не может из-за неисправности.

Вот что мы видим на экране: скорость отображается (значит, по крайней мере, датчик Холла, отвечающий за скорость, в моторе исправен) и также отображаются показания в ваттах. Это хорошо – если показывается мощность, то очевидно, что с датчика усилия данные приходят.

Показания мощности присутствуют

Значит, дело где-то ближе к мотору. Запустив приложение MiJia QiCycle, я активировал диагностику велосипеда и вот что получил в итоге:

Неисправность двигателя

Неисправность двигателя. Первое, что я предположил – возможно, оборваны жилы кабеля главной проводки. Поэтому я отсоединил главный кабель от всех электронных компонентов велосипеда. Без этого невозможно подобраться к разъёмам бортового компьютера и датчика усилия.

Отсоединяем кабель

У меня есть запасной кабель, я подключил его вместо старого.

Подключаем новый кабель

Провёл диагностику, ошибка ушла:

Ошибки нет

Однако мотор не заработал, а повторная диагностика опять выявила ошибку двигателя.

Дело оказалось не в кабеле.

Я подумал, что неисправность заключается в моторе, а моторы я в любом случае чинить не умею. Собрав велосипед, я уже хотел сложить руки, однако случайно обратил внимание, что когда я двигаю его назад, он как-то странно дёргается. Даже будучи выключенным.

Мне пришло в голову, что, вероятно, имеет место замыкание обмоток. Ведь что происходит при вращении колеса назад: вращается ротор, в обмотках генерируется электричество. В случае замыкания оно попадает в другие обмотки, где возникает электромагнитная сила. Обмотки начинают притягиваться к магнитам, и появляется заметное противодействие вращению.

Вывод был логичным. Я прозвонил мультиметром все обмотки, замерил напряжение на фазах при вращении колеса, однако никаких нюансов не нашёл: все три фазы имели одинаковое сопротивление и генерировали одинаковое напряжение.

А теперь посмотрите короткое видео, которое наглядно демонстрирует проблему:

Как видно, такое дёрганье происходит только в том случае, когда кабель подключён к контроллеру. Следовательно, неисправность в самом контроллере. Я подключил к разъёму новый (у меня есть запасной) контроллер к старой проводке, и велосипед заработал. Для дополнительной проверки я подключил запасной мотор к старому контроллеру – и он так же с рывками вращался в обратном направлении. Однозначно неисправен именно контроллер!

Новый мотор со старым контроллером

Очевидно, что замыкание скорее всего вызвано пробоем полевых транзисторов (мосфетов) в контроллере. Тут два способа ремонта: заменить мосфеты в контроллере (скорее всего, это бы помогло, так как контроллер в остальном работал нормально), либо заменить сам контроллер. Владелица велосипеда выбрала второй путь – он, конечно, дороже, но зато с гарантией, а также исправный велосипед будет уже здесь и сейчас.

Контроллер заменить несложно. Сначала вынимаем передний фонарь (поворот против часовой стрелки) и отсоединяем его разъём.

Вынимаем передний фонарь

Главный разъём уже снят, осталось открутить один крепёжный винтик рядом с разъёмом:

Откручиваем винт

И один винтик, который держит планку контроллера:

Откручиваем винт

После этого контроллер свободен и легко вынимается из рамы.

Вынимаем контроллер

Вон он, паршивец. У велосипеда отсутствует переднее крыло, поэтому грязь попала даже сюда. Я настоятельно рекомендую устанавливать крылья, потому что это очень серьёзно защищает разъём от попадания воды.

Контроллер QiCycle

Вот такая деталь нам нужна. К счастью, в настоящий момент контроллеры есть в продаже на Алиэкспрессе.

Контроллер QiCycle

Слева новый контроллер, справа старый.

Контроллеры QiCycle

Ну, дальше дело техники, всё делаем в обратном порядке. Привинчиваем планку.

Привинчиваем планку

Устанавливаем контроллер внутрь рамы, продеваем разъём фонаря в отверстие.

Разъём фонаря

Привинчиваем обратно стакан, куда ставится фонарь.

Держатель фары

Завинчиваем все винты, ставим на место батарею.

Ставим батарею

Включаем велосипед, проверяем работу, всё работает так, как надо!

Велосипед исправен

Небольшая тест-прогулка подтверждает исправность системы. Велосипед QiCycle отремонтирован и будет снова радовать свою хозяйку.

В продолжении читайте, как я отремонтировал контроллер.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

11 комментариев: История ремонта Xiaomi QiCycle (проблема с контроллером)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама