Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

В прошлой статье я писал о том, как отремонтировал неисправный велосипед QiCycle (с неработающим мотором) методом замены контроллера. Этот ремонт, конечно, быстрый, но недешёвый. Иногда разумнее заменить весь электронный модуль, но если есть возможность отремонтировать неисправный – почему бы это не сделать?

Если вы помните, моё предположение о причине неисправности было следующим: замыкание фазовой цепи внутри контроллера. А именно, закоротило какой-то силовой ключ, он же – полевой транзистор, он же – мосфет (MOSFET).

И что вы думаете? Буквально через пару дней ко мне обратился другой владелец QiCycle с аналогичной проблемой (не работает мотор). Собственно говоря, его велосипед вышел из строя ещё в прошлом году, но до ремонта дело не дошло. Я попросил владельца покрутить колесо в обратную сторону – и такая элементарная диагностика показала, что оно тоже крутится с рывками!

И вот я решил дойти до конца: вскрыть корпус контроллера чтобы проверить свою гипотезу – и, если она окажется верной (в чём я не сомневался ни на секунду), отремонтировать модуль контроллера и поделиться важной информацией с сообществом.

Приступаем. Первая задача – правильно вскрыть корпус контроллера QiCycle.

Корпус контроллера QiCycle

Вывинчиваем 8 маленьких саморезов в торцевых заглушках корпуса, по 4 штуки с каждой стороны.

Вывинчиваем саморезы

Вывинчиваем 4 винта на боковых сторонах контроллера.

Вывинчиваем винты

Торец с кабелем фонаря можно приподнять просто пальцем руки. Он срывается с места с усилием, но в принципе, его изнутри держит только небольшое количество компаунда, которым залит контроллер.

Отделяем торец

Аккуратно отделяем торец от корпуса. Внутри видно жёлтый компаунд, которым заполнена нижняя часть контроллера. Он довольно-таки рыхлый и слабо держится на поверхностях, поэтому легко отделяется от деталей (ну, или детали легко отделяются от компаунда).

Открываем торцевую часть контроллера

С противоположной стороны, где разъём батареи, торцевая крышка не отделяется (так как она связана с припаянным разъёмом батареи). Но рекомендую аккуратно пройтись по периметру тонким скальпелем, чтобы отделить её от компаунда.

Скальпелем отделяем вторую часть

Сам алюминиевый корпус контроллера состоит из двух половин.

Теперь посмотрите на торец корпусных половинок: с верхней стороны там слабая защёлка (см. фото ниже), а с другой (нижней) – замок посерьёзнее.

Защёлка двух половинок

С силой раздвигаем половинки корпуса у верхней части контроллера.

Раздвигаем корпус

В щель можно вставить отвёртку и с её помощью раздвинуть половинки. А ещё лучше это делать пластиковой лопаточкой.

Половина корпуса отделена

Половинка корпуса легко снимается.

Одна половина снята

Вторая сидит более плотно. Немного помогает скальпель, с помощью которого можно аккуратно отделить компаунд в доступных местах, а также отсоединить пластину радиатора от корпуса.

Помогаем скальпелем

Ещё отделению мешает разъём. Прилагая силу то здесь, то там, в итоге мы отделяем и вторую половинку корпуса.

Вторая половинка отделена

Вот внутренности контроллера. Он состоит из трёх электронных плат. На одной находится управляющая электроника (см. следующее фото). Под ней есть ещё одна плата (на фото не видно, но именно от неё идёт кабель для переднего фонаря). На противоположной стороне контроллера – третья плата, там в основном силовая часть (полевые транзисторы).

Плата контроллера

Крайние платы соединены между собой с помощью неразъёмного коннектора.

Коннектор

Вот третья плата, на которой установлен главный разъём, а также полевые транзисторы (мосфеты) – их контакты видно под толстым слоем компаунда. Кроме них, другой электроники здесь почти нет (есть с обратной стороны, но её совсем мало). Здесь же подключаются «плюс» и «минус» от батареи.

Плата с разъёмом

На следующем фото вы видите пластину радиатора, к которой прилегают мосфеты (с обратной стороны).

Пластина радиатора

Необходимо удалить компаунд со стороны печатной платы. Интересно, что помимо компаунда, никакого лакового покрытия на плате нет. И убрав компаунд, мы сразу получаем возможность прозвонки электронных компонентов.

Итак, контакты мосфетов свободны. Поскольку я уже был уверен, что проблема заключается в замыкании одного из транзисторов, я просто включил мультиметр в режим прозвонки и стал прозванивать поочерёдно все мосфеты, по 3 контакта. И вот, четвёртый слева транзистор вызвал звуковой сигнал мультиметра на среднем и правом контактах, что является свидетельством замыкания между истоком и стоком! Моя гипотеза подтвердилась.

Прозваниваем транзисторы

Чтобы добраться до транзистора, необходимо удалить планку радиатора. Для этого я сначала убрал компаунд по периметру, а затем аккуратно поддел её отвёрткой сбоку.

Поддеваем радиаторную пластину

Планка отклеилась, и я получил доступ к корпусам транзисторов.

Силовые транзисторы

Отогнул неисправный мосфет немного наружу для того чтобы было удобнее его вытаскивать. К счастью, компаунд очень легко отделяется, поэтому все эти операции выполняются без затруднений. А затем, прислонив жало паяльника, я легко выпаял транзистор с его места.

Выпаиваем транзистор

Вот и источник неисправности: копеечная деталь, полевой транзистор HY1707, его характеристики – N-канальный, 75 В, 80 А. Параметры с большим запасом, однако несмотря на это он всё равно вышел из строя. Такое бывает с силовыми элементами, увы, случай не уникальный!

Полевой транзистор HY1707

Осталось только заменить транзистор, но конечно же, в России именно такой модели нет. Можно подобрать аналог, это вообще не проблема – просто по схожим характеристикам. И всё будет отлично работать.

У меня имелись транзисторы STP80NF70, характеристики 68 В, 98 А – что даже выше, чем у оригинальных. Поэтому я взял такой мосфет и припаял его вместо старого.

Припаял новый транзистор

Тестовая схема для проверки исправности модулей:

Электрика QiCycle в сборе

Включаем дисплей. Контроллер (MC) исправен, показывает версию прошивки:

Контроллер исправен

Ну что же, момент истины? Нажимаем на датчик усилия отвёрточкой – и…

Всё прекрасно работает, как и ожидалось!

Теперь хорошо бы очистить детали от старого компаунда и приобрести новый. Теоретически, компаунд можно и не использовать, однако тогда нет никаких гарантий, что пайка деталей не развалится. Компаунд служит в первую очередь именно для защиты от вибраций, поэтому его здесь так много и поэтому он сосредоточен именно в той части, где мосфеты крепятся к радиатору. Отковыривать его довольно муторно, и нужно делать это аккуратно, потому что ненароком можно сковырнуть и электронные детали.

Я купил силиконовый двухкомпонентный компаунд Rexant ПК-68.

Силиконовый компаунд ПК-68

Что же, пора собирать контроллер. Не забываем про термопасту, которую нужно нанести на планку, контактирующую с корпусом контроллера, а также на внутреннюю плоскость в месте контакта корпуса с планкой.

Термопаста на радиаторе

Состыковываем половинки корпуса, после чего завинчиваем 4 самореза с торца и винты, крепящие прижимную планку радиатора мосфетов и главный разъём проводки.

Собираем корпус

Теперь следует залить компаунд. Нужно смешать основу с отвердителем и перелить её в корпус контроллера.

Заливаем компаунд

Всё сделано, теперь прикручиваем второй торец и оставляем контроллер на сутки вот в таком положении, чтобы компаунд затвердел в области транзисторов.

Оставляем на сутки

Через сутки всё полностью готово.

Что можно сказать по итогам. Во-первых, выход из строя полевого транзистора в контроллере QiCycle – явление не уникальное. Помимо двух случаев, с которыми я столкнулся непосредственно, недавно я ещё видел пару жалоб на неработающий мотор, и похоже, что поломка та же самая. Во-вторых, ничего страшного нет, проблема довольно несложно устраняется, и нет необходимости менять контроллер целиком. В-третьих, продиагностировать данную поломку очень просто: нужно прокрутить переднее колесо в обратном направлении, и если оно будет вращаться затруднённо и с рывками – практически однозначно можно сделать вывод, что сгорел мосфет в контроллере.

Надеюсь, данная статья окажется полезной для сообщества владельцев Xiaomi QiCycle.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

6 комментариев: Ремонт контроллера Xiaomi QiCycle (замена силового ключа)

  • Даже не верится, что это все сделано с моим великом.
    Я всегда восхищаюсь профессионалами своего дела — так вот, Мидас с 4pda (он же хозяин сайта) — настоящий профи.
    Вчера катался и наслаждался.
    Как здорово, что мы с ним живем в одном городе!

    • Был рад помочь :) Ремонт на самом деле несложный, и если бы не компаунд, было бы вообще элементарно.

  • А скутеров больше не будет? :(

  • У меня после зимы контроллер не видит батарею и мотор… Ни в одной мастерской не могут или не хотят ремонтировать. Как быть? Вы возьметесь?

    • А какие именно симптомы? Велосипед включается? Если включить обе фары, включаются ли обе или одна или никакая? Мотор не работает?

      • Велик включается, фары не включаются, мотор не работает, на мониторе показывает разряженную батарею, а индиккатор батареи полный заряд. В сервисе пробовали менять и батарею и контроллер, как они говорят, но без результата… Через программу на андроиде мотор и батарею не видно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама