Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

Вообще, вариатор квадроцикла при аккуратном использовании в чистке практически не нуждается. Однако если в него попадает болотистая вода, грязь, то рано или поздно проявится такой симптом как провалы при разгоне, либо вообще сильно упадёт максимальная скорость. Попавшая грязь под действием температуры (а вариатор хорошо греется) и центробежной силы спрессовывается в эдакий «полукирпичный» материал, который препятствует работе механизма вариатора. Сейчас мы разберём вариатор квадроцикла CFMOTO CF500-A и посмотрим, всё ли в нём в порядке.

В сети есть много схематических изображений устройства и работы вариатора. Поэтому я особо объяснять его работу не буду. Есть два шкива – ведущий и ведомый. Внутри ведущего имеются ролики, которые под действием центробежной силы выдавливают подвижный конический шкив (щеку) вариатора, прижимая её к неподвижной щеке. За счёт изменения расстояния между щёками клиновидный ремень меняет своё положение на шкивах, меняя передаточное отношение ведущего и ведомого валов. Так в конечном итоге меняется скорость. Вот короткое наглядное видео работы вариатора.

Наша задача – проинспектировать внутренности ведущего шкива, для чего и потребуется его снять и разобрать.

Итак, для удобного доступа предварительно нужно снять правую подножку квадроцикла, данная процедура была описана мной не раз. Перед нами – корпус вариатора, его держат множество болтов с головкой на 8.

Крышка вариатора

Как правило, эти болты прихвачены очень сильно, поэтому их проще всего сначала ослабить вручную, а затем, для удобства отвернуть уже шуруповертом, он очень сильно ускоряет работу.

Отвинчиваем болты

Сами болты можно не вынимать, а оставить в крышке вариатора и снять её вместе с ними. Но если вы вынули болты, обратите внимание, что два из них – более длинные, чем остальные. Они вставляются в те отверстия, где на крышке установлены две направляющие втулки.

Болты, держащие крышку, стальные, а корпус вариатора алюминиевый. Поэтому болты непременно закиснут в области резьбы. Чтобы избежать закисаний, перед закручиванием обязательно смажьте резьбу смазкой – например, медной, или просто консистентной. Тогда у вас не будет никаких проблем в дальнейшем.

Сняв крышку, мы получаем доступ к внутренностям вариатора, и тут возникает самый сложный вопрос – это как открутить гайку, держащую шкив. Гайка имеет размер 32, поэтому по-любому нужно озаботиться головкой такого размера (лучше длинной головкой). Изначально гайка то ли посажена на фиксатор резьбы, то ли она просто сильно закисшая. И открутить её в первый раз – задача крайне трудоёмкая. Потому что гайка находится на вращающейся оси, и затянута при этом очень сильно.

Прежде всего, следует на резьбу попшикать WD-40 и оставить её на какое-то время отмокать, пару раз добавляя «вэдэшку».

Если у вас в хозяйстве есть ударный гайковёрт – то вам крепко повезло, с его помощью гайку можно будет открутить вообще без каких-либо сложностей. (Кстати, могу порекомендовать свой аккумуляторный гайковёрт Зубр ЗГУА-18-Ли-К, он достаточно мощный и недорогой, так как произведён в России).

Гайковёрт в работе

Если гайковёрта нет, то лучше всего его найти – у знакомых, либо на шиномонтаже. Он потребуется только один раз, последующие разы можно обойтись. А вот если совсем безрыбье…

Для фиксации шкива вариатора есть специальный Y-образный инструмент со штифтами, штифты вставляются в специальные отверстия (см. жёлтые стрелочки), достаточно задействовать два из них. У меня такого инструмента нет, т.к. есть гайковёрт, но его несложно изготовить из стального профиля методом сварки. И есть совсем колхозный способ зафиксировать шкив с помощью гаечного ключа, уперев его в направляющую слайдера, см. фото.

Как зафиксировать шкив

Упирать надо в самый угол, где не ходит слайдер:

Упор ключа

И очень рекомендую подложить там под остриё ключа какой-нибудь маленький металлический уголок, иначе алюминий под воздействием силы повредится, будет небольшая вмятинка. При использовании колхозного метода я бы ещё порекомендовал нагреть гайку феном (только сильно не усердствовать), чтобы размягчить фиксатор резьбы, ну и сама гайка чуть приотпустится за счёт расширения.

И конечно же, лучший способ сорвать гайку – ударный. То есть нужно взять головку, вороток и ударять молотком по воротку. Динамометрический ключ тут проигрывает ;).

Итак, с большими мучениями или не очень, но гайка откручена, и теперь можно снять шкив с вала.

Как видно, благодаря использованию ударного гайковёрта со стенок уже активно осыпалась грязь. А ещё обнаружились какие-то нитки – это от ремня.

Грязный шкив

В принципе, в моём вариаторе никакого криминала нет. Но если бы вариатор подвергался воздействию грязи, на стенках канавок мог возникнуть слой спрессованной глины, который мешал бы свободному ходу как роликов (грузиков), так и слайдеров крышки вариатора. Их, конечно же, нужно очистить механически.

Мусор внутри

Грузики вариатора также нужно осмотреть – нет ли на них повреждений. Из-за грязи грузики могут потерять округлую форму, тогда потребуется их замена.

Грузики вариатора

Внутренности шкива можно очистить бензином или хорошим чистящим средством.

Чистка изнутри

Крышку вариатора тоже не забываем.

Крышка и слайдеры

Чистый шкив можно ставить на место.

Всё чисто

Вот резьбу я решил тщательно очистить от фиксатора или окислов. Смотря что там было :). Не нужно мне дополнительных проблем в следующий раз.

Чистка резьбы

Вообще, я противник использования фиксаторов резьбы там, где можно обойтись без них. Вибраций в данном узле нет, так зачем фиксатор? Гайку нужно затянуть с положенным моментом – 115 Нм, это гарантирует целостность резьбы, а также то, что гайка не открутится самопроизвольно. У меня ещё ни одна правильно затянутая гайка ни разу не откручивалась, даже смазанная. Но, конечно, я субъективен, и моё мнение может быть неправильным :).

При обратной сборке нужно следить, чтобы все шлицы сели друг в друга, ничего не было придавлено и т.п. Прежде чем ставить крышку на место, убедитесь в работе вариатора.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

60 комментариев: Чистка вариатора квадроцикла

  • Ну и каков результат проделанной работы, изменения есть ? Сколько мм ремня осталось ?

  • Подскажи какой лучше всего иметь динамометрический ключ для нашего квадра (с каким диапазоном Нм)?

    • У меня ключ Force с диапазоном 42-210 Нм. Я его использую в хвост и гриву на квадре и на автомобиле. Очень полезный и удобный инструмент!

  • Как думаешь за место аккумуляторного вот такой гайковёрт пойдёт:
    Сетевой гайковерт ЗУБР ЗГУЭ-350
    Номинальная мощность, Вт 350
    Частота вращения, об/мин 1700
    Крутящий момент, Н·м 300

    У твоего вот такие характеристики:
    Мощность, В 18
    Частота вращения, об/мин 0–2200
    Частота ударов, уд/мин 0–3300
    Макс. крутящий момент, Н·м 350

    Меня напрягает, разница в 50Н*м на крутящем моменте :( а вдруг будет критичным.

    • Хрен знает… Я вообще не уверен, что мой выдает паспортные 350 Нм, т.к. Макита при тех же параметрах выдает момент в 2 раза меньше :). Ну не могу я представить, что аккумуляторный инструмент более мощный, чем сетевой.

      • Вот и я том же, опять же из сетевых данный зубр самый доступный, все остальные за 12т.р. ценник, что явно много. В общем буду брать сетевой :) и за динамо ключ спасиб, буду смотреть сколько стоит.

        • Ага :). Я раньше тоже на сетевые смотрел, потому что дешевле, но так и не купил. Потом все-таки нашел этого Зубра, по цене устроило, а по конструктиву мне удобнее именно аккумуляторный, а то с проводами бегать неохота.

  • Приветствую тебя. Подскажи мне про Y-образный ключ т.е. эти отверстия на тарелке вариатора расчитаны на то чтоб сорвать гайку обычной головкой а приспособой удерживать саму тарелку и при этом ей не чего не будет я правильно думаю? И ещё при откручивании головкой не погнётся ли конец вала сцепления?

    • Этот ключ – сервисный специнструмент CFMOTO, и согласно сервис-мануалу, откручивание производится именно так: спецключ в два отверстия, и гаечный ключ на гайку.
      Можно ключ из готовить и в виде квадрата, приварив 4 штырька в его углах. И одну сторону квадрата удлинить или приварить ручку.

      Вал не погнется.

  • Кстати опять всё очень классно и доступным языком описано! И ещё при сборке и разборке есть какие-нибудь ньюансы или тонкости.

  • Я тут купил себе фиксатор резьбы, взял на всякий случай Синий и Красный. Поясни какой в каких случаях использовать? (оба фирмы ABRO по 6мл ёмкости).

    • Синий – это разъемный фиксатор, соединения можно открутить обычным инструментом.
      Красный – неразъемный, соединения можно открутить только при нагреве до 200 °C.
      Соответственно, красный применять никогда не следует :).

      • Ты гайку в варике на синий посадил?

        • Нет, я же говорю – не люблю я использовать фиксатор где ни попадя. Не нужен он там, и в сервис-мануале фиксатор не упоминается. Хотя с завода он там вроде был, т.к белая субстанция на резьбе присутствовала.

  • Спасибо большое за очередной рассказ!!!

  • Доброго дня. Не собираетесь облегченные грузики ставить? вроде сейчас есть бюджетная альтернатива хваленым «Др. Пуле». Если будете,то расскажите так же про поджатие пружины… где установлена? как подтягивается? и главное какой эффект? Хочу понять надо ли мне это…. Спасибо.

    • Собираюсь, грузики только приобрел, скоро статья будет. Пружины менять не буду, их никто не меняет при замене грузиков, слишком муторно в сцепление лезть.

      • Я имел ввиду поджатие (увеличение прижимной силы) штатно установленной пружины на ведомом шкиву вариатора. На форумах об этом очень много писалось.

        • А зачем? Грузики и так облегченные будут.

          • ок. Дождемся статьи про модернизацию вариатора, там все вопросы и обсудим. Спасибо. Удачи!

          • Midas, пружину доводят, что бы устранить скрип штатного ремня при троганье (если до этого резко остановился) – если я не ошибаюсь :)

            • А. Я про пружину в форумах не видел. Но очевидно, что если увеличить усилие на пружине, то будем иметь эффект, сходный с установкой облегченных грузиков: больше мощности на низах и уменьшение максимальной скорости. Вообще, наиболее грамотный подход при тюнинге – это грузики + пружина торкдрайвера + пружины сцепления.
              А вообще, пружину, наверное, меняют, потому что она уже не соответствует штатным параметрам.

  • Макс привет) спасибо за ручки с подогревом, все работает на 5+. Качество оказалось выше ожидаемого.
    На счет Y-инструмента: купил таковой в сокольниках за примерно 600 руб. Выручает постоянно. Без него были отломаны несколько «крылышков» слайдера) Так что всем кто сам залезает в свою технику (или собирается) настоятельно рекомендую. Ну или да, гайковерт.
    ЗЫ. чего-то я по фотографиям не понял как откручивается гайка на ведомом шкифе? только ударным гайковертом?

    • Привет! Очень хорошо :).
      На ведомом тоже есть два отверстия под штырьки спецключа. Но этот ключ купить гораздо легче и дешевле. Я когда опубликую статью про замену ремня, там все будет подробно.

  • Все болты и гайки смазываю Литолом: на скутере, на мотике, на машине. Никаких закипаний, залипаний, скрипов… Ничего не откручивается. Это миф. Соблюдайте момент затяжки и все.

  • Дружище, спасибо! Пожалуйста по больше информации и статей об обслуживания, у тебя отличный стиль и классно получается!

  • Спасибо вам за этот сайт!!!с его помощью поменял передние колодки,убрал скрип,на очереди замена грузчиков в варике и втулок с пальцами.
    Вопрос можно по гайковерту,как у вас???
    хочу купить,но непонятно он работает как гайковерт или ещё функция шуруповерта есть и надо ли для этого какие то насадки-переходники покупать????

    • Нет, гайковерт работает только как гайковерт, шурупы им крутить нельзя. Гайковерт – это ударный инструмент, а не поворотный.

  • Думаю снять крышку вариатора и отбойником как следует промыть, ибо при прошлой разборке все забито пылью, отверткой счищал с ведущего диска, с его ребер. Так же видны следы засохшей глины на стенках и чашках. Видимо до меня утопляли. Открутить гайки возможности нет, по тому думаю отбойником как следует отмыть.
    Как думаешь, есть подводные камни? Думаю все норм должно быть.

    • Не знаю, что такое отбойник. Если имеется в виду мойка высокого давления, то должна помочь.

  • Я снял ремень варика, не снимая тарелок,и у меня выполи грузики со своих посадочных мест, как мне открутить гайку на 32 чтобы поменять грузики? брызгал wd-40, уперал ключом но не могу сорвать гайку?

    • Тогда гайковерт нужен, как еще-то. Но если они как-то выпали, разве назад их нельзя засунуть?

      • не могу,они снова выкатываются, вы своим гайковертом в легкую открутили обе гайки? скажите как ваш гайковерт называется? Хочу такой же приобрести.

        • Название есть в статье. На ведущем открутился только после обработки WD-40.
          Могу еще раз посоветовать погреть гайку феном.

  • какой гайковерт посоветуете в пределах 5-7 тысяч?

  • Подскажите, а крышка вариатора должна греться? В последнюю покатуху разогрелась до температуры, что рука не держит!?

  • Подскажите как побороть попадание воды в вариатор. Засасывает воду даже при езде по подножки. Крышка протянута, пробка на месте, хомуты на патрубках в норме.

    • Вода попадает либо через сливную пипку на входном патрубке (надо ее залить силиконом), либо, что наиболее вероятно, через неплотное соединение патрубка и корпуса вариатора. Хомут не обеспечивает плотного прилегания.

  • Привет. А затягиваешь гайки на шкифах тоже гайковертом? Или динамометрическим ключом?

    • Ключом.

      • А для затягивая на 115Нм нужен спецключ для фиксации тарелок или достаточно рукой придержать диски при таком усилии?

        • Нужен упор обязательно, рукой удержать абсолютно нереально. Рукой можно держать, если используется гайковерт.

          • Я имел ввиду закручивание гайки после всех операций. Просто готовлюсь к замене, гайковерт есть в хозяйстве, а вот спецключа для фиксации нет. Похоже, что придется все равно изобретать ключ, чтобы гайку закрутить динключом в конце. Спасибо.

  • здравствуйте.у меняcfмото500.не держит сальник на ведущем валу.возможно-ли поменятьсамому.

  • Здравствуйте. Люблю читать Ваш сайт.
    Много интересного для себя подчеркиваю.
    У меня Cf Moto x8, пробег 4500км, ремень ни разу не менял. Хочу вскрыть крышку и сделать осмотр.
    После всех манипуляций, нужно ли менять прокладку между крышкой вариатора и собственно самим вариатором или может быть садить крышку на силикон после её установки ? Да кстати есть ли там вообще прокладка? Как повлияет это на герметичность вариатора?

    • Прокладка там есть, алюминиевая, менять ее не нужно, с ней ничего не происходит.

  • какой момент затяжки болтов крышки?

  • Добрый вечер, на цф 500 х5 ho педаль нужного тормоза при нажатии провалилась и теперь свободно гуляет в тормозной цилиндре, как излечить? Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запчасти для квадроциклов
Запчасти для квадроциклов
Реклама