Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

К сожалению, не все ремонты бывают простыми и результативными. Ко мне привезли велосипед QiCycle, у которого возникла проблема при перепрошивке контроллера на 019-ю кастомную прошивку. Она заключалась в том, что обнулились версии прошивок контроллера мотора и батареи, дисплей показывал низкий уровень заряда аккумулятора, никакая электрика кроме дисплея не работала.

В этой статье я хочу рассказать о ходе работ над велосипедом, и хотя по заголовку статьи вы уже догадались, что они не привели к положительному результату, не сомневаюсь, что отчёт о ремонте окажется интересным. И, весьма вероятно, даже полезным – ведь у кого-то может получиться, потому что шаги были, в принципе, правильные. Просто проблема оказалась более серьёзная.

Итак, бортовой компьютер показывал разряд батареи:

Низкий заряд батареи

В системной информации версии прошивок контроллера мотора (MC) и батареи (BMS) отсутствовали (000-000-000). Соответственно, не работал ни мотор, ни фонари.

Версии прошивок отсутствуют

Самодиагностика показывала ошибку LIN-шины, это интерфейс для обмена данными между электронными модулями велосипеда.

Ошибка LIN-шины

Батарея не реагировала ни на кнопку проверки уровня заряда, ни на зарядное устройство. Зарядное устройство при подключении один раз щёлкало реле, но индикатор даже не переключался на красный цвет, процесс заряда не начинался. На выходе батареи было 36 вольт – в принципе, достаточное для работы QiCycle напряжение.

Напряжение в норме

Проблема заключалась ещё и в том, что процесс обновления прошивки контроллера и мотора, и батареи на велосипеде не происходил нормально, он всегда завершался с ошибкой. Дело было совсем глухо. Я решил подключить батарею к своему оборудованию и обновить прошивку BMS на нём.

Прошивка BMS не обновляется

К сожалению, батарея никак не отзывалась на попытки до неё достучаться.

Сбой обновления

Я попытался зарядить аккумулятор с помощью обычного зарядного устройства, подав напряжение на выходной разъём батареи.

Зарядка через выход

Сам процесс заряда шёл нормально, зарядный ток соответствовал ожидаемому.

Зарядка идёт нормально

Однако батарея по-прежнему не реагировала на кнопку, штатную зарядку и попытку её перепрошить.

Батарея не реагирует

Я попытался выполнить «мягкий» сброс контроллера батареи, замкнув выводы LIN и «минус» на выходном разъёме. Ничего не изменилось.

Мягкий сброс батареи

Однако с какой-то попытки мне удалось обновить прошивку в контроллере мотора, и как результат я получил работающий мотор и передний фонарь. Задний фонарь, располагающийся в батарее, по-прежнему не работал.

Обновление прошивки контроллера

Теперь очень интересное: сравните экраны приложения QiCycle Beta до и после перепрошивки. Как видно, после перепрошивки появилась версия MC и также появилась информация о напряжении в графе «Cell #2 voltage». Как я понимаю, «Cell #1 voltage» – это данные о напряжении, которые отдаёт батарея (в данном случае 0 вольт, так как контроллер батареи недоступен), а вот «Cell #2 voltage» – это напряжение, которое замеряет контроллер мотора. Поскольку оно стало ненулевым, мотор смог запуститься.

До прошивки После прошивки

Именно поэтому велосипед QiCycle способен работать от неоригинальной батареи. Он не сможет показывать уровень заряда, однако мотор работать будет.

Тем не менее, с батареей никаких улучшений не было, и стало понятно, что больше предпринять ничего нельзя. Все способы, не требующие внутреннего вмешательства, были исчерпаны. Владелец велосипеда согласился на вскрытие батареи под свою ответственность, так как терять было нечего.

Зачем вообще туда лезть? Задача была следующая: добраться до микроконтроллера и выполнить процедуру его сброса (перезагрузки). Ведь очевидно, что если батарея не отзывается ни на какие действия, значит, что-то не так с её «мозгом». Инициализация микроконтроллера могла бы помочь. По крайней мере, на это я сильно рассчитывал.

И я приступил к вскрытию. Сразу скажу, это очень сложно, процесс разрушительный, и после вскрытия батарея уже не вернёт свой первозданный вид.

Начинать можно с самого лёгкого – снятия фонаря. Хотя можно эту процедуру оставить и на потом. На первом шаге берёмся рукой за сам фонарь с самого края и поворачиваем его против часовой стрелки.

Поворачиваем фонарь

Фонарь выходит из держателей и вынимается из корпуса.

Фонарь вынимается

Под ним видно 4 длинных винта, их нужно выкрутить с помощью крестовой отвёртки.

4 винта

После этого модуль легко вынимается со своего места.

Модуль снят

Пластиковые заглушки (5 штук) легко вынимаются пинцетом.

Пластиковые заглушки

Под заглушками находятся саморезы, которые вывинчиваются отвёрткой. Извлекаем саморезы.

Выкручиваем саморезы

На этом лёгкая часть работы заканчивается и начинается адское мучение. Дело в том, что половинки корпуса аккумулятора сварены между собой. Они не на герметике, не на клею, а просто качественно сварены! Корпус батареи – практически монолитный, поэтому разобрать его на две части чрезвычайно трудно.

Разбирать лучше со стороны выходного разъёма. Сначала я зажимал корпус в тисках вдоль всей линии стыка, чтобы хоть как-то нанести внутренний урон месту соединения. Это мало что дало. Но с самого края всё-таки внутри что-то сломалось и мне с большим трудом удалось вставить в щель отвёртку.

Вскрываем край батареи

Потихоньку я расширил щель. Проблема ещё в том, что помимо сварки, половинки держатся на одноразовых защёлках. Пластик очень качественный, защёлки ломаются с трудом. Наконец мне удалось вбить мощную отвёртку – и затем, ударяя по ней молотком, потихоньку продвигаться по линии стыка. Никакие другие способы не работали – а я перепробовал их массу.

Вбиваем отвёртку

Это очень трудно и, к сожалению, вскрытие наносит непоправимые повреждения корпусу батареи. Пластик мнётся, ломается и теряет прежний вид. Увы, но по-другому разобрать аккумулятор невозможно.

Тем не менее, процесс идёт, и в какой-то момент уже можно отложить в сторону инструмент и попробовать раскрыть корпус руками.

Корпус рассоединяется

Наконец батарея вскрыта. Это стоило огромных мучений – не уверен, что соглашусь когда-то ещё раз этим заниматься.

Батарея вскрыта

Тут у нас ячейки Panasonic NCR18650PF ёмкостью 2900 мАч, всего 20 штук.

Элементы Panasonic 18650

Но цель разборки – вот эта маленькая плата в хвостовой части батареи. На ней мы видим микроконтроллер, отвечающий за работу всей электроники батареи.

Плата с контроллером

На этой плате нас интересует площадка с контрольными точками, которая относится к обеспечению функционирования микроконтроллера. Сначала нам нужно понять, подаётся ли питание на сам контроллер, для этого нужно замерить напряжение между точками VDD и GND (обозначены цифрой «1»). Должно быть 3,3 вольта. Затем, если напряжение есть, замкнуть точки GND и RST (цифра «2») для перезагрузки микроконтроллера. И в идеальном случае батарея после этого должна заработать (ну хотя бы как-то!).

Контрольные точки

Цифрой «3» я отметил разъём, который автоматически отсоединяется, как только вы вынимаете эту плату. Шлейф, вставляющийся в этот разъём, очень короткий. Надо потом не забыть установить разъём на место.

Итак, с напряжением питания МК всё хорошо, 3,3 вольта.

Напряжение 3,3 В

Замыкаем контактные площадки GROUND и RESET.

Замыкаем контакты

Увы и ах! Вместо ожидаемого результата всё стало только хуже: система ушла в защиту, закрыв выходные ключи батареи. На клеммах питания вместо 38 вольт теперь 30 вольт, велосипед (который включался ранее) больше не включается вообще!

Я очень благодарен коллеге forummailandlogin с форума 4pda, который выдал мне ценнейшие инструкции по оживлению батареи. Он имеет большой опыт в схемотехнике батареи, разобрался в её работе и даже составил принципиальную схему BMS!

Итак, чтобы открыть ключи, необходимо подать управляющее напряжение на контакт DO на другой плате, это управление затворами выходных ключей. Кстати, как мне сказал forummailandlogin, эти ключи открывают не только подачу питания, но и интерфейс LIN-шины. И теоретически – если повезёт – открыв ключи, мы запустим и LIN-шину. Управляющее напряжение 10 вольт следует взять с ноги указанного транзистора (по факту там 11 вольт) и подать его на контакт DO.

Куда подсоединять провод

Сложности: плата покрыта лаком, размер транзистора – 3 мм. Поэтому без микропаяльника тут делать нечего. Надо аккуратно скальпелем зачистить контакт и припаять к нему тонкий провод.

Проводок припаян

Это дало результат – ключи открылись! Напряжение на выходе нормальное.

Нормальное напряжение 38 вольт

Батарея снова питает велосипед. К сожалению, больше никакого прогресса. Шина LIN по-прежнему недоступна, кнопка на батарее не работает, фонарь не горит, зарядное устройство не заряжает аккумулятор.

Электрика работает – кроме батареи

Батарея, тем не менее, отдаёт ток, и мотор велосипеда QiCycle работает. Вот только зарядить её можно лишь с обратной стороны, однако это нельзя назвать корректным методом зарядки.

Мотор работает

Итак, возможные действия по оживлению микроконтроллера я провёл, однако это не дало результата. Несмотря на то, что питание на микроконтроллер подаётся, сам он то ли не работает, то ли работает неправильно. Скорее всего, повреждена его прошивка (микропрограмма). Теоретически, можно подключиться к управляющим контактам на плате и попытаться залить прошивку напрямую в контроллер. Но у меня нет ни оборудования для этого, ни опыта, ни знаний. Поэтому моя попытка ремонта закончилась неудачей.

Тем не менее, надеюсь, что статья оказалась полезной как минимум в информационном плане.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

13 комментариев: Неудачный ремонт батареи QiCycle

  • Привет! Ты не правильно сделал, перед разборкой нужно было помолиться великому китайскому богу, далее три раза плюнуть через левое плечо и отматерить китайских сборщиков данного хлама .. далее кувалдой долбануть по ней пару раз и она заработает

  • Здравствуйте, у нас 2 байка с похожей проблемой никак не удается перепрошить прошивку контроллера мотора Прошу помогите. Готовы заплатить в Казахстане у нас нет таких специалистов. Батарея живая заряжается и прошивается не можем победить контроллер мотора. Умоляю свяжитесь со мной по WhatsApp +77089054844 с уважением Яков

  • Спасибо за информацию. У меня такая же проблема после попытки перепрошивки на сток 019. Другую батарею ставить не пробовали?

    • С другой батареей все работает.

      • Спасибо. Заказываю новую.

        • Сначала зайдите в системную информацию на бортовом компьютере и проверьте версию контроллера (МС) и батареи (BMS). Если только BMS по нулям, то замена батареи поможет. Если еще и МС – это уже гораздо хуже.

          • У меня чётко то же самое, что описано в Вашей статье (к сожалению). Прошил 19 сток через прогу Криса. Получил FATAL ERROR и по нулям контроллер и батарея. Заливаю любую другую прошивку, контроллер поднимается, а батарея нет. Вел едет. Заливаю батарейную прошивку, получаю опять же по нулям и там и там. Куплю новую батарею, а когда её укатаю, банки из старой переставлю или контроллер из укатанной. Вспоминая Ваше описание вскрытия, воспользуюсь Dremelем с диском по металлу). Спасибо ещё раз за статью. Без неё времени и нервов потратил бы гораздо больше.

          • Ув.Midas!

            Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу новости от испанцев из telegram о адаптере.Весьма заманчиво купить этот адаптер и подключить через него батарею большей емкости ) https://youtu.be/hJv0hat5Rig

            • Ну, тут каждый сам решает, нужно ему это или нет. Такой адаптер имеет смысл, если все время ездить на курке газа, тогда увеличенная батарея обеспечит приемлемый пробег. Лично я из велосипеда не хочу делать мопед, мне такая доработка не нужна. Штатной батареи хватает на более чем 40 км, я столько не езжу :) Кстати, еще там напрягает, что силовой разъем (XT-60) никак не защищен от влаги.

  • Привет всем! А кто-нибудь пробовал модернизирать аккумулятор, поставить более емкие аккумы? Если да, то какой мощности, и на сколько примерно увеличился пробег в км?

  • Я не знаю как у вас, а у меня акамулятора хватает только на 25 км. И очень неприятно заехать куда-то и остаться без привода. Подскажите пожалуйста, как сделать более емкий акамулятор. И кстати как то раз я несколько дней ездил под дождём и в результате у меня перестал заряжаться аккумулятор. Я продул феном входные контакты на аккумуляторе и всё заработало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама