До знакомства со скутером у меня было слабое представление о свечах зажигания. Но тем не менее, свечу я купил одной из первых деталей для скутера. Тогда я ещё не разбирался в маркировке, и купил просто по названию «Свеча для Honda Tact». А потом в Интернете нашёл удобную таблицу для свечей NGK, посмотрев на которую, мне захотелось чуть подробнее разобраться в теме, и особенно – понять, что такое калильное число свечи. Ведь именно этот термин заинтересовал меня больше всего.
Чтобы правильно выбрать свечу, достаточно лишь посмотреть в руководство от скутера. У большинства распространённых свечей есть аналоги, выпускаемые несколькими фирмами. Хотя наибольшей популярностью пользуются свечи NGK благодаря своему качеству и разумной цене.
Таблица маркировки свечей NGK
Возьмём для примера штатную свечу Honda Dio – это свеча NGK с маркировкой BPR6HS.
Первые один или два символа обозначают посадочный диаметр резьбы и размер ключа.
- A – 18 мм (ключ-шестигранник 25,4 мм)
- B – 14 мм (ключ-шестигранник 20,8 мм)
- C – 10 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- D – 12 мм (ключ-шестигранник 18,0 мм)
- E – 8 мм (ключ-шестигранник 13,0 мм)
- G – PF 1/2 (ключ-шестигранник 23,8 мм)
- J – 12 мм (ключ-шестигранник 18,0 мм)
- AB – 18 мм (ключ-шестигранник 20,8 мм)
- BC – 14 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- BK – 14 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
- DC – 12 мм (ключ-шестигранник 16,0 мм)
Следующие два символа обозначают особенности свечи.
- K – выступающий конец под ключ 3/8″
- L – компактный тип (Shorty)
- M – компактный тип (Bantam)
- P – выступающий изолятор
- R – резистор
- U – поверхностный или полуповерхностный разряд
- Z – индукционный резистор
Затем идёт цифра, указывающая калильное число. Может принимать значение от 2 до 12. Чем выше число, тем холоднее свеча.
- 6 – калильное число
Следующий символ обозначает длину резьбы.
- E – 19 мм
- H – 12,7 мм – стандарт для Honda Dio
- EH – резьба до половины: общая длина 19,0 мм и длина резьбы 12,7 мм
- FS – с коническим седлом 10,9 мм
- L – 11,2 мм
- S – 9,5 мм
- Z – 21,0 мм
Следующий символ обозначает форму и характеристики электродов.
- A – со специальным исполнением
- B – для двигателя типа CVCC
- C – боковой электрод с низким углом
- CM – компактный тип с косыми заземляющими электродами
- E – V-образный гофрированный электрод (только 14,0 мм) 1,5 мм изолятор
- ES – стандартная свеча с длинной резьбовой частью 2,5 мм с центральным расположением электрода
- F – с коническим седлом
- G – центральный электрод из тонкого сплава никеля
- G-G – медный электрод с заземлением
- GV – центральный электрод из золота-палладия
- J – два удлинённых боковых электрода
- K – два боковых электрода
- M – два боковых электрода, длина изолятора 18,5 мм
- T – три боковых электрода
- Q – четыре боковых электрода
- R – специальный электрод с заземлением
- S – стандартный центральный электрод из меди 2,5 мм
- P – центральный электрод из платины
- U – полуповерхностный разряд
- V – центральный электрод из золота-палладия
- VX – особый боковой электрод, центр. электрод из платины
- W – центральный электрод из вольфрама
- X – зазор для увеличения производительности
- Y – центральный электрод V-образный
- -L – промежуточный тепловой номинал
- -LM – компактный тип (длина изолятора 14,5 мм)
- -N – заземляющий электрод с особыми размерами
- IX – центральный электрод из иридия
- Z – толщина центрального электрода 2,9 мм
Маркировка свечи может заканчиваться цифрой, указывающей на зазор свечи в десятых долях миллиметра. Например, —11 обозначает зазор 1,1 мм.
Итак, наша свеча BPR6HS имеет такие особенности:
- B – резьба 14 мм под стандартный ключ 21 мм
- P – с выступающим изолятором
- R – с резистором
- 6 – с калильным числом 6
- H – с резьбой длиной 12,7 мм
- S – со стандартным центральным электродом
Главное при подборке аналога – это соответствие физических характеристик свечи и калильного числа. А форма и тип электродов второстепенны.
Калильное число свечи
Калильное число – величина условная. Раньше она обозначала время (в секундах), по истечении которого свеча прогревалась до состояния, при котором начиналось калильное зажигание (когда топливо воспламеняется не от искры, а от раскалённых рабочих частей свечи). Сейчас калильное число – это среднее индикаторное давление, при котором начинается калильное зажигание. Чем калильное число выше, тем дольше свеча препятствует перегреву. Следовательно, тем холоднее она. Свеча с меньшим калильным числом – горячая.
Нормальная температура рабочей части свечи – 500-600 °C. При этом свеча самоочищается и работает правильно. Если температура ниже, то на рабочих частях свечи скапливается нагар, из-за которого происходит утечка тока, вследствие чего двигатель неустойчиво запускается и работает с перебоями. Если же температура поднимается до 800 °C, то возникает опасность калильного зажигания, и смесь воспламеняется раньше положенного момента, что приводит к потере мощности и высокому потреблению бензина.
Если вы пользуетесь скутером для коротких поездок, то лучше использовать более горячую свечу (например, с числом 5 или 6), она будет наиболее эффективной. А если ездите на большие расстояния, либо при большой загрузке, тут подойдёт холодная свеча (с калильным числом 7 или 8) чтобы избежать калильного зажигания – ведь при интенсивной работе свеча склонна к перегреву.
Точно такого же правила можно придерживаться и в отношении сезонного использования скутера. Далеко не все скутеристы ставят своего коня зимой в гараж. Если вы продолжаете ездить на скутере на морозе, имеет смысл поставить свечу погорячее. А жарким летом будет правильно ездить на холодной свече.
По виду свечи условно можно определить, правильно ли подобрано калильное число. Нормальный цвет изолятора должен быть светло-коричневым. Если изолятор очень светлый или даже белый, значит, свеча слишком горяча для данного двигателя. Если же изолятор, напротив, покрыт чёрным нагаром, надо поставить свечу погорячее. Конечно, такой условный способ работает только при правильно настроенном карбюраторе.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Респект Автору. С того света поднял мопед. У меня Tact AF51. Свеча по справочнику: BR8HSA (NGK). Т.к. NGK куча подделок, мне больше по нраву Denso (япония) аналог – W24FR-L. Поставил свечу Denso (япония) иридиевую IWF24 (аналог двух предыдущих) – на последней картинке в этой статье – именно она. Кстати в мопеде у меня стояла BPR6HS (с более низким калильным числом). Высокое калильное число только по тому, что у нас в Краснодаре практически нет зимы – если в декабре на пару дней -10, это очень много. А так 0, +2 полмесяца, а потом +5, +10. В общем, заводиться стал проще, – без закрытия воздуха, работа устойчивей… По расходу еще не знаю, могу сказать как было – 2 л. на сотню максимум. Сильно не гоняю, т.к. скутер сам не едет слабая динамика, максимальная скорость – 65 км/ч. (до этого был Дио 27 – расход 3 литра, динамика супер, макс. скорость – 75км/ч). Вот что не нравится так это – то, что свеча стала мокреть. Судя по всему, либо с калильным перебор, либо надо карбюратор настраивать. Карбюратор позволяет регулировать только холостой ход, полезу поднимать иглу в дросселе. Посмотрим.
По-моему, отличный расход, ничего крутить не надо! Лучшее – враг хорошего :).
Чем хорош Tact AF51 – не очень симатичный. В Японии на таких дедушки с бабушками ездят, отсюда и состояние. Померяю компрессию, почищу глушитель, выпускное отверстие цилиндра, уменьшу подачу топлива… Видно будет.. В любом случае, все регулировки на раз-два возвращаются в исходное состояние, а чистка еще ничему не помешала. ))))
Почему же не симпатичный – он очень милый, просто надо иметь вкус :). Современный китайский агрессивный дизайн – вот это безлико. А старая Хонда всегда привлекает внимание.
Мой китаец по солнечному дню калийное ловит на BR8HSA, при этом цвет нагара на свече хороший и поршневая в идеальном состоянии.
В общем странно все это, даже незнаю где найти более холодную свечу.
Калильное зажигание может быть не от свечи, а от раскалённого кусочка нагара или выступающей прокладки.