За окном месяц август – значит, ещё есть время для уличных прогулок и даже для спорта. А ещё – как и в любой другой месяц в году – есть поездки на работу или в магазин. Как совместить одно, другое и третье и ещё получить удовольствие? Конечно же, с помощью электровелосипеда. И вот у меня на обзоре очередной велосипед – Airwheel R3.
Электровелосипед Airwheel R3 создан для города: он компактный, легко складывается, очень маневренный на дороге, оборудован небольшими колёсами диаметром 14 дюймов.
Смотрится довольно красиво – тонкая рама, удачное сочетание чёрного и оранжевого цветов (плюс алюминиевый металлик), аккуратные колёса. Но мы сейчас разберём его по косточкам и сделаем выводы ;)
Сначала о массово-габаритных параметрах.
Длина Airwheel R3 составляет 129 см (помещается в любой пассажирский лифт в горизонтальном положении), высота от земли до руля 96-106 см (регулируется), ширина руля 54 см, высота седла 75-90 см (регулируется). Масса без малого 19 кг! Гм, многовато. Первое, что говорят люди, взявшие в руки этот велосипед: «Какой тяжёлый». Действительно, несмотря на то, что рама алюминиевая, металла в конструкции присутствует много, что безусловно сказывается на весе. По лестнице особо не натаскаешься – хотя, например, по пандусу он умеет ехать сам (об этом позже). А рассчитан Airwheel R3 на ездока массой до 100 кг.
На раме красивая дизайнерская надпись «Smart E-Bike» – умный велосипед.
Колёса имеют радиус 14 дюймов. Соответственно, размерность покрышек 14×1,75 дюйма. Диски очень интересные – не спицевые, как у 99% велосипедов, а литые алюминиевые. Почему производитель выбрал именно такой вариант, можно только предполагать. Скорее всего, это связано с тем, что в целом цельнолитые диски доставляют меньше проблем за счёт своей прочности. Здесь не будет никаких поломанных спиц, практически невозможно погнуть обод колеса и превратить колесо в «восьмёрку», не нужно производить периодические подтяжки спиц. В общем, колесо не требует обслуживания. С другой стороны, эти диски тяжелее (а велосипед и без того весит немало) и жёстче при езде. Но если диск всё-таки сломается, это будет неприятно, потребуется сварка.
Заднее колесо содержит двигатель велосипеда – мотор-колесо мощностью 235 ватт. Внутри него имеется редуктор (велосипедные мотор-колёса практически всегда содержат редуктор) и обгонная муфта, позволяющая велосипеду ехать накатом, чтобы не затруднять свободное вращение колеса. Накат здесь, конечно, не такой хороший, как у обычных велосипедов с большими колёсами, но вполне нормальный.
С правой стороны к мотор-колесу подведён питающий кабель, который в месте сгиба защищён металлической оплёткой-пружиной, а торец прикрыт пластиковой заглушкой – все эти меры оберегают кабель от механических повреждений, и выглядит данный узел вполне надёжно.
Переднее колесо совершенно обычное, выглядит вполне симпатично. Оба колеса идентичны по параметрам размерности, и используют одинаковую резину.
И переднее, и заднее колесо оборудованы раздельными дисковыми тормозами безымянного производства (на них лишь нанесён логотип Airwheel). Привод тормозов, конечно, тросиковый, а не гидравлический. Однако несмотря на свою бесфамильность, тормоза работают отлично, они очень цепкие, почти мгновенно затормаживают колесо с любой доступной на этом велосипеде скорости. Я бы даже сказал, что тормоза излишне резкие – но тут дело привычки, я привык к ободным тормозам, которые в принципе не могут обеспечить сравнимого с дисками торможения.
Потенциальный минус дисковых тормозов может быть только в том, что они не особо грязестойкие, и если ездить по пыли, песку и земле, колодки будут быстро изнашиваться, что потребует регулировки, а в дальнейшем – и замене колодок. Но это просто теоретическое предположение из общей практики – всё в итоге зависит от условий катания, а не надо забывать, что Airwheel R3 всё-таки городской асфальтовый велосипед.
Колёса изначально укомплектованы брызгозащитными крыльями. Правда, производитель установил не специально предназначенные для 14-дюймовых колёс крылья, а взял какие-то универсальные, рассчитанные на явно больший диаметр, из-за чего на R3 они смотрятся аляповато. Ну, и из-за несоразмерности очевидно, что нормальной защиты от грязи не получится: правильные крылья должны плотно облегать профиль колеса. Но в любом случае, от мелких брызг даже такие крылья защитят точно, и вообще наличие данных аксессуаров в комплекте поставки – это безусловный плюс (если, конечно, не учитывать, что это не бесплатный бонус).
Подкачка колёс производится через стандартный штуцер с помощью велонасоса или автокомпрессора.
Возле заднего колеса слева имеется ножка, с помощью которой велосипед можно оставлять в вертикальном положении. Она довольно массивная и выглядит на первый взгляд грубовато, однако в данном случае главное – это механическая прочность. Ножка, в принципе, удобная, сама складывается, если забыл её убрать вручную. Наличие ножки – плюс в копилку Airwheel R3.
Узел педального привода здесь совсем простой. Две педали, два шатуна, передняя каретка со звездой, цепь, задняя каретка и звезда. Цепь ничем не прикрыта, но ведущая звезда имеет кожух, защищающий от попадания краёв брюк. Никаких натяжителей цепи нет. Но это ладно. Главный минус Airwheel R3 как велосипеда в том, что у него нет передач! Точнее, здесь всего одна передача. И поэтому его ездовые возможности крайне ограничены.
Педали пластиковые, складные. Очень простенькая модель, я с такими уже знаком. Конструкция у них следующая: металлическая ось со смазкой, на которую насажена пластмассовая педаль. Подшипника нет, трение пластика о металл минимизируется только за счёт смазки, поэтому при длительной нагрузке такие педали быстро выйдут из строя. К счастью, резьба здесь стандартная (9/16 дюйма), поэтому можно установить любые педали – конечно, с подшипником, и любой конструкции.
Под седлом, в средней части рамы размещена литиево-ионная аккумуляторная батарея ёмкостью 5,8 А·ч (214 Вт·ч). Собрана она из 20-ти элементов 18650 производства Panasonic ёмкостью 2900 мА·ч. Номинальное напряжение батареи 36 вольт, максимальное (100% заряда) – 42 вольта. Зарядка производится с помощью стандартного Airwheel-овского зарядного устройства с параметрами 42 В / 2 А, полная зарядка занимает около 3 часов.
Помимо батареи элементов, в корпусе аккумулятора содержится и вся электроника велосипеда: контроллер мотор-колеса, модуль Bluetooth для связи со смартфоном, плата контроля зарядки литиево-ионных элементов и плата понижающего преобразователя напряжения для питания 5-вольтового разъёма USB.
С левой стороны батареи находится кнопка включения велосипеда и разъём для подзарядки батареи, прикрытые силиконовой крышкой. С правой – разъём USB для питания устройств, например, смартфона, регистратора или фонаря. Корпус батареи собран на герметике, и от брызг, в том числе и от дождя, хорошо защищён. Но конечно же, мыть его Керхером противопоказано.
В районе батареи находится большое количество разъёмов – но упрятаны они довольно хорошо, от случайного повреждения застрахованы. Все разъёмы имеют защиту от попадания влаги.
Задний подвес велосипеда подрессорен. Это хорошо, так как литые колёса сами по себе жёсткие. А вот с амортизатором это уже совсем другое дело. Имея возможность сравнивать Airwheel R3 с другим городским велосипедом без амортизаторов, могу отметить, что R3 более мягкий, что положительно сказывается на комфорте езды. Хотя передняя вилка у него жёсткая.
Подседельный штырь имеет регулировку по высоте. Правда, никаких отметок на трубе нет, поэтому о допустимом диапазоне можно только догадываться, но на мой взгляд, в пределах 15 см его можно двигать спокойно – вероятно, и больше, но ненамного: штырь всё равно короткий. Правда, на рослых ездоков этот велосипед не рассчитан, и с ростом 190 см на него лучше на садиться, ноги будут сильно согнуты. Конечно, это городской вёл, где полусогнутые ноги – не баг, а фича, так что ругать R3 за это не будем. Производитель в параметрах указывает рост до 210 см – это у них такая шутка.
Само седло также безымянное – и судя по надписи Airwheel, сделано китайскими мастерами широкого профиля по заказу производителя велосипеда. Седло достаточно широкое, сидеть на нём удобно и мягко, хотя специальных пружин в нём нет. Разумеется, есть регулировка положения по горизонтали, а также регулировка угла наклона седла. Под сиденьем – стандартный задний катафот красного цвета.
Конструкция у седла вентилируемая, мужики скажут спасибо. В общем, как по мне, так отличное седло!
В задней части Airwheel R3 имеется мощный багажник для перевозки вещей и, наверное, даже людей – настолько солидно он выглядит. Здесь же имеются опорные колёсики. Дело в том, что когда велосипед сложен, именно на эти колёсики он и ставится на землю. Выглядят они, конечно, странновато – благо что при отсутствии надобности их можно открутить и снять.
Демонтировать можно, кстати, не только колёсики, но и сам багажник, а также крылья. Это не столь необходимые на каждый день аксессуары, зато в результате внешний вид велосипеда заметно улучшится (на мой взгляд, все остальные элементы конструкции гармоничны, и лишь багажник с крыльями вносят диссонанс). Кроме того, вы «сбросите» около пары килограмм веса, а это очень существенно.
Над передним крылом установлена светодиодная лампа, она имеет 2 диода и светит вполне пристойно – то есть, как фара, а не просто как ходовой фонарь. В темноте её, в принципе, достаточно, ведь в городе всегда есть и дополнительное уличное освещение. А если света мало, то на руль можно установить любой велофонарь достаточной мощности. Конечно, фара расположена относительно низко, из-за чего картина освещения не совсем комфортная для глаз, но привыкнуть можно.
Кстати, в корпусе фары расположен и звуковой сигнал. Он электронный и однотонный – звучит достаточно громко, но звук совсем не похож на привычный велосипедный звонок «динь-динь». Поэтому не все пешеходы при звуке сигнала Airwheel R3 понимают, что сзади велосипед.
Руль велосипеда чем-то особенным не выделяется. Он имеет регулировку по высоте в пределах 10 см – поднимать выше не позволяют многочисленные кабели и тросики. Но этой настройки более чем достаточно для ездоков любого роста. Велосипед своей возможностью настраивать высоту сиденья и руля гарантирует удобство городской посадки практически каждому – несмотря даже на короткий подседельный штырь.
К плюсам отнесём то, что руль нескладной. Значит, никакого люфта не будет. К минусам то, что он неразборный – заменить на альтернативный вариант не получится никак. На руле расположены все органы управления велосипедом и аж 8 всевозможных кабелей и тросиков! Вниз идёт целая коса проводов.
Левая ручка – рычаг заднего тормоза, а также две кнопки: красная включает и выключает переднюю фару, а зелёная – подаёт звуковой сигнал. Что касается грипсы, то впечатление от неё двоякое. С одной стороны, сделана она из примитивного пластика – ручка в итоге жёсткая. С другой – хоть форма и не анатомическая, руке на ней удобно. Но хвалить грипсу не буду – она могла бы быть и лучше, это однозначно.
Правая ручка – рычаг переднего тормоза, блок индикации заряда батареи, а также поворотная часть, управляющая непосредственно мотором велосипеда.
Индикатор батареи очень приблизительный, при заряде выше 50% горят все три диода, при заряде от 25% до 50% – жёлтый и красный, ниже 25% горит только красный, а ниже 10% ничего не горит (при этом также начинает мигать кнопка включения на корпусе аккумуляторе, а подключённый смартфон вибрирует, сигнализируя о недостаточном напряжении). Правда, в отличие от пустого бензобака автомобиля, на «пустом» аккумуляторе Airwheel ещё можно проехать несколько километров. Неудобство данного индикатора в том, что под нагрузкой он проседает, поэтому адекватно оценить остаток довольно сложно. Ну, и как обычно, разряд аккумулятора идёт нелинейно: сначала показания уровня падают очень быстро, но чем ближе «конец», тем медленнее разряжается батарея. Тем не менее, индикатор безусловно вещь нужная.
Тормозные ручки спереди содержат резиновую вставку чтобы исключить проскальзывание пальцев. Удобно! Кстати, торможение здесь реализовано грамотно: при нажатии на ручку автоматически отключается двигатель велосипеда.
В основании рулевой стойки – массивный шарнир для складывания руля. От случайного раскрытия его предохраняет подпружиненный фиксатор.
И теперь рассмотрим систему складывания велосипеда.
Первым делом отгибается подпружиненная пластина-фиксатор.
При этом рама легко складывается пополам.
До тех пор, пока не сомкнутся замыкающие части на торцах колёс.
Педали складываются также.
Ослабляется фиксатор шарнира рулевой стойки, после чего руль складывается набок.
И велосипед сложен. Можно также вынуть или опустить подседельный штырь, будет ещё компактнее.
И вид с другой стороны.
Вот, пожалуй, о конструкции и всё. В комплект помимо электровелосипеда входят три ключа и инструкция по эксплуатации.
Как и принято у техники Airwheel, спидометра или велокомпьютера на устройстве нет, все параметры о скорости и пробеге воспроизводятся на экране смартфона, работающего под управлением Android или iOS. Необходимо установить приложение Airwheel, включить Bluetooth и настроить соединение с велосипедом. Изначальный пароль, как и всегда – 11111111.
Электровелосипед от Airwheel у меня на обзоре впервые – раньше были только самокаты – и поэтому я сразу отметил появление нового пункта в меню настроек: «Режим электропривода». По умолчанию он выключен, и мотор работать не будет, а чтобы активировать данный режим, необходимо заполнить анкету и принять пользовательское соглашение, суть которого в том, что вы сами несёте ответственность за своё поведение на дорогах общего пользования. После заполнения анкеты езда на электродвигателе станет доступной.
Ну что же, теперь отправляемся на дорогу и изучаем, как покажет себя Airwheel R3 в реальных условиях.
Данный электровелосипед имеет три режима езды: целиком на педальном приводе (мотор выключен), мотор + педали и, наконец, полностью на электротяге. Рассмотрим их последовательно.
Режим езды на педалях (фитнес-режим)
Мотор не включаем. Поскольку у велосипеда всего одна передача и маленькие колёса, то езда выглядит очень печально: разогнаться выше 15 км/ч практически невозможно, потому что кручение педалей на высокой скорости превращается в бесполезный расход мускульной энергии. Средний темп езды составляет 12-13 км/ч.
В небольшую горочку без помощи мотора подняться, в принципе, возможно, но если она чуть покруче – увы, придётся слезать и толкать его своими силами.
Поэтому на педалях можно ехать только целенаправленно для похудения или физической тренировки. Фитнес и есть фитнес! Но удовольствия от скорости вы не получите. Впрочем, если велосипед используется для неспешной прогулки в парке – то пожалуйста.
Режим езды на педалях с помощью двигателя
Если включить велосипед Airwheel R3 (кнопкой на аккумуляторе), то активируется этот режим.
Он несильно отличается от предыдущего. Просто в работе вам будет помогать электромотор, что, безусловно, облегчает вращение педалей при езде в горочку.
Airwheel R3 имеет 11 уровней помощи двигателем, по умолчанию установлен 6-й уровень.
Вроде понятно, но на практике всё получается довольно странновато. У Airwheel R3 нет датчика усилия, создаваемого на педалях. Поэтому велосипед не знает, когда и сколько мощности вам требуется. У него есть лишь простейший датчик ассистирования, который только обнаруживает факт вращения педалей. Примерно после третьего оборота педалей система подключает в работу мотор. При этом, как я уже сказал, для него нет никакой разницы, в каких условиях вы начинаете вращение педалей. Например, в реальности при старте с места вам требуется больше энергии, чем если вы начинаете подкручивать педали на ходу после холостого движения. Но R3 в обоих случаях сработает одинаково, то есть при нагруженном старте он вам даст недостаточно мощности, а при минимальной нагрузке на полухолостом ходу мощность будет избыточна.
А если вы стоите у подножья более-менее приличной горки, то вы вообще не сможете на неё въехать с места, потому что пока не сделаете 3 оборота педалей, мотор не подключится. А без мотора вы и не сможете сделать эти 3 оборота, потому что горка крутая, а пониженной передачи нет. Заколдованный круг. В результате в горку можно заезжать либо с предварительного разгона, когда мотор уже в действии, либо при принудительном включении мотора ручкой газа.
При езде по горизонтали мотор постоянно порывается помогать ездоку, но это как минимум в половине случаев происходит не к месту, и когда помощь не нужна. Очень сложно двигаться среди толпы, когда надо бы сбросить скорость в отдельные моменты, но почему-то у мотора своё видение на ситуацию и он, наоборот, начинает вас разгонять.
Настройки уровня помощи двигателем довольно бессмысленны – на минимальном помощи вообще нет (не ощущается), на максимальном она доведена до абсурда: вам только чаще придётся осаживать разогнавшийся мотор тормозом. Эту настройку лучше не трогать, 6-й уровень самый оптимальный, остальные только ухудшают поведение.
В общем, смысл езды с помощью двигателя тут перевёрнут с ног на голову. Правильно – это когда мотор помогает велосипедисту, но главный при этом – велосипедист. А здесь главный – это мотор, и он за всех решает, а велосипедист у него на подхвате. Но это не проблема конкретно Airwheel R3. Точно так же ведут себя все электровелосипеды, оснащённые лишь датчиком педалирования (PAS).
Ну, и поскольку электродвигатель работает только при наличии факта вращения педалей, максимальная скорость также ограничена примерно 15-ю км/ч, а средняя комфортная – на 2-3 км/ч ниже.
Режим езды полностью на электротяге
Ура! Наконец-то после дёгтя мы добрались до мёда. Airwheel R3 умеет полностью работать на электромоторе. Для этого вам нужно лишь поворачивать ручку газа на правой рукоятке руля, а всё остальное велосипед делает сам, превращаясь по сути в электромопед. Педали крутить не надо совсем (разве что для помощи в крутую горку).
Вот здесь всё отлично, придраться не к чему. Электромотор не испытывает недостатка мощности (хотя его номинальные 235 Вт вроде бы невелики – но в мотор-колесе есть редуктор, отлично выполняющий свою работу). Airwheel R3 с лёгкостью тащит на себе и тяжёлого ездока.
Настройки максимальной скорости производятся в меню «Настройка ограничений». По умолчанию велосипед включается настроенным на 15-ю скорость, которая в реальности составляет примерно 20 км/ч на ровной поверхности. Дело в том, что именно эта цифра является максимально допустимой в Китае.
20 км/ч – вполне комфортная скорость для города с его тротуарами. Но у Airwheel R3, как и у других Airwheel-ов, есть и 16-я скорость, которая снимает электронное ограничение. Если вы установите в меню 16-ю скорость, то получите предупреждение о безопасности, но велосипед на дороге уже сможет разогнаться примерно до 26 км/ч.
Режим езды на электротяге мне понравился. Он понятен, удобен, хорошо управляется. Ход поворота ручки газа плавный, скорость увеличивается линейно. Колесо не шлифует асфальт при резком повороте, велосипед хорошо устойчив.
Ёмкости батареи 5,8 А·ч вполне достаточно для спокойной поездки на 20-25 км, а больше на данном велосипеде и ехать смысла нет – он всё-таки конструктивно рассчитан на городское использование, а не на турпоходы.
Кроме того, вы можете использовать ручку газа при закатывании велосипеда вверх по пандусу – например, в подземных переходах. Это вообще очень забавно: если чуть перекрутить газ, велосипед выпрыгивает передним колесом вверх, как резвый жеребец. При помощи электромотора катить его в горку одно удовольствие.
И, конечно же, вы и сами можете в любой момент педалями помогать мотору для преодоления сложных препятствий.
В общем, все свои впечатления об Airwheel R3 я изложил. Из положительного могу отметить отличный режим езды на электротяге, маневренность, красивый внешний вид, эффективные тормоза, удобную посадку.
Из недостатков – большая масса, отсутствие передач, низкая максимальная скорость (при вращении педалей), неинтеллектуальный режим помощи мотором.
Airwheel R3 вряд ли вам понравится, если вы хотите ехать на нём, как на велосипеде, с вращением педалей. Но он понравится, если вы не хотите работать ногами вообще. Именно поэтому данный обзор я и назвал так: «Электровелосипед Airwheel R3: педали не нужны!»
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Будь у меня такой велик, то я снял бы батарейку на 20штук 18650, остальное на мусорку
А может, понравилось бы :)
Езда на нём мне понравилась ,на педалях двигаться трудновато, для людей пожилого возраста ,прекрасное средство для передвижения.
Если понравилось, то я рад :)