Я уже недавно писал про то, как установил дополнительный свет на квадроцикл. Покатавшись после этого несколько раз в тёмное время суток, я столкнулся с тем, что для маневрирования просто необходим и задний свет. Ведь в лесу нет вообще никаких источников света, не добивает даже тусклый отсвет от населённых пунктов. И луна бывает не всегда, да и актуальна лишь в поле. У квадрика сзади горит только красный габарит, но от него всё равно ничего не видно. А какая же поездка на квадрике обходится без заднего хода? Даже в ворота по возвращении трудно въезжать.
И вот, пораскинув мозгами, я решил поставить какие-нибудь светодиоды, которые можно было бы включать при маневрировании задним ходом. Покопавшись на Алиэкспрессе, я нашёл вот такие китайские 3-ваттные диоды, вполне подходящие для этого применения.
Такие супер-яркие диоды, 3 ватта, герметичные, для автомобиля как раз. И всего 5 долларов с копейками за пару.
Китайцы вскоре прислали диоды, которые и в действительности оказались 3-ваттными (реально 2,8 Вт, что очень хорошо), яркими, дающими хороший ровный свет за счёт линзы, но… Китайцы не были бы китайцами, если бы у них всё было идеально: диоды оказались негерметичными, блин! Пришлось разбирать конструкцию, клеить линзу на силикон и силиконом же дополнительно герметизировать вывод провода.
Куда же поставить диоды? Нужна вертикальная плоскость, и не очень близко к земле, иначе закидает грязью. Я не нашёл ничего лучше, чем расширить дырки в номерном знаке и вставить диоды туда. Дело было вечером. После того, как это сделал, в голову пришла правильная мысль: надо было просто сделать из жести «уши» и прикрепить их сбоку от знака на те же болты. Тогда и знак остался бы не затронут. Ну ладно, назад уже не вернуть. В принципе, это расположение диодов я считаю удачным с практической точки зрения. Но поговорка «утро вечера мудренее» в очередной раз подтвердила свою мудрость.
Ладно, с диодами разобрались. Теперь второй вопрос – как подключать. Сначала я хотел сделать всё максимально просто: протянуть провод от прикуривателя и установить выключатель на крыло. Ну, чтобы не возиться особо. Но потом я всё-таки надумал организовать грамотный вариант, чтобы свет загорался автоматически при включении заднего хода. Это очень удобно: не надо щёлкать выключателем, а кроме того, полезно и днём, когда я включаю задний ход в общественных местах, например, на парковке возле магазина.
Но автоматическое включение света при активации заднего хода реализовать не так-то просто. Дело в том, что в моём квадрике СFMOTO CF500-A хоть и есть датчик заднего хода, но работает он с обратной логикой: при включении задней передачи он не замыкает контакт (+12 В), а размыкает! То есть, от такого датчика запитаться напрямую невозможно. Вариант подпаяться к индикатору «R» на панели приборов тоже не катит, потому что электроника рассчитана на маленькую мощность самого индикатора, и при добавлении нагрузки просто приведёт к неработоспособности того и другого.
Остаётся вариант поставить реле, завязав его на датчик, либо электронную схему на полярном транзисторе. Минус схемы с реле – оно всегда будет потреблять ток (из-за обратной логики датчика на катушку нужно всегда подавать питание). Плюс – дёшево и просто. Но я решил собрать простенькую электронную схему, которую на форуме ATV-клуба опубликовал Александр Гришко. Она очень компактная и практически не потребляет ток.
Маркировка диодов, стабилитрона и полевого транзистора указана на картинке. Можно воспользоваться и аналогами: диоды 1000 вольт / 1 ампер (например, 1N4007 или 1N4148), стабилитрон 12 вольт / 1 ватт (например, 1N4007 или 1N4742A), полевой транзистор 50 вольт / 50 ампер или выше (например, IRF3808 или IRFZ44N). Такая схема потянет и мощную лампу! Кстати, мне автор схемы Александр Гришко ещё посоветовал вот что: «Вместо диода, соединяющего затвор полевого транзистора с концевиком, надо поставить диод Шоттки, или просто замкнуть напрямую». И я, следуя совету, поставил диод Шоттки 11DQ10.
Справа вы видите картинку с примерным расположением элементов на плате. Она не очень удачная, но я настолько далёк от схемотехники, что смог нарисовать только такую. Вы можете взять её за основу. И для лучшего понимания, как выводить провода.
Итак, я спаял эту схемку на кусочке текстолита (не очень аккуратно, но это не важно), окунул её в лак для изоляции.
Нашёл провод датчика заднего хода в блоке разъёмов, ведущем к коммутатору. Это бело-голубой провод. Я его перекусил и впаял свои провода от схемы.
Плату для дополнительной физической защиты поместил в термоусадку, и уложил её между разъёмами у коммутатора под капотом. Провод протянул назад к диодам.
Включил зажигание, задний ход. Схема сразу же заработала! При включении задней передачи загораются светодиоды. Просто супер, очень удобно!
Несмотря на небольшую мощность, света от двух 3-ваттных диодов достаточно. Мне же не нужно светить на 20 метров.
А в непосредственной близи, на расстоянии 2-3 метров, благодаря линзе всё освещается замечательно.
И всё компактно, удобно и функционально.
Я остался очень доволен сделанной дополнительной возможностью.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Привет. Хочу сделать такую штуку у себя на X6.
Не много не понятно по схеме. Из схемы выходит 6 проводов:
— на диоды 2 провода
— питание 1 провод
— в разрыв бело-голубого провода (на схеме «Концевик включения заднего хода») еще 2 провода
Итого 5 проводников.
Не понятно по схеме:
— Провод «К приборке» Для чего он нужен и куда его подключать.
— Нужно ли дополнительно подключать к корпусу провод от концевика?
«К приборке» – это имеется в виду бело-голубой провод от датчика заднего хода. Провод разрезается рядом с разъемом, подключаемым к коммутатору (блоку управления двигателем и пр.). Та часть провода, что идет к коммутатору, и есть «к приборке».
К концевику подключать ничего не нужно. Он уже сидит на массе.
Midas правильно ли я понимаю. Вот такое должно быть соединение? http://s017.radikal.ru/i412/1409/59/86978936f567.jpg
Совершенно верно.
Midas не подскажешь еще, в какой части квадра искать разъем коммутатора? А то по картинкам не очень видно.
Под капотом. Но я про Х6 не знаю, у него все по-другому, т.к. инжектор.
Установил таки наконец и подключил задний свет на X6. В твою схемку добавил микросхему стабилизации тока в надежде на длительное использование китайских светодиодных точек.
По поводу подключения, вышло вот что:
— провод бело голубой в 12 пиновом разъеме – как раз тот самый выключатель
— провод питания (плюс) подключил в 9 пиновый разъем параллельно коричневому проводу (это габариты, ближний, дальний) .
Ну и все проверил. все четко работает
Супер! А светодиоды где разместил?
Добрый день!
тоже купил cf 500, тоже хотел такой свет.
три вопроса:
1. по схеме выход на 2 провода, а по фото на плате их 6, 2 в квадр и 4 на два светодиода?
2. вход к приборке идёт на коммутатор, а 12 идёт к другому конце бело-голубого?
3. земли не вижу нигде, её куда?
заранее спасибо за ответ.
Доброго! Я добавил картинку со схемой платы в статью, думаю, теперь всё гораздо понятнее. Земля – на минусовой провод.
Добрый день.
Совсем запутался в схеме в итоге :)
не сочтите за труд подробней написать, или меня поправить:
провод, который идёт по схеме ПРИБОРКА – это бело-голубой (который входит к коммутатору)
провод, который идёт по схеме КОНЦЕВИК – это второй конец бело-голубого (который выходил из коммутатора)
провод, который идёт по схеме +ЗАЖИГАНИЯ – куда Вы его подключали?
провод, который идёт по схеме МАССА – это в любую массу.
поправьте пожалуйста, где не так, спасибо.
Бело-голубой провод (от концевика к блоку управления) разрезается около коммутатора. Соответственно, его часть, которая подсоединена к коммутатору, называется «Приборка». Вторая часть, идущая к концевику – «Концевик».
Плюс с зажигания – лично я брал из фишки, где 4 провода: красный, черный, зеленый и черно-белый. Вот черный – это как раз нужный, на нем появляется +12 В при включении зажигания.
Масса – на любой минус.
спасибо, теперь всё понятно.
У Х6 сзади, что то типа пластикового брызговика, в общем места полно. Установил слева и справа от номера на уровне отражателей.
Вот картинка задней части квадра http://e.photos.kl.kcdn.kz/b8/0cad92bb49b345f7e775858872333f/4-full.jpg
ссылка не актуальна
в догонку ещё один вопрос, диод шотки в место какого элемента на схеме Вы поставили?
ещё раз спасибо за ответы и за ресурс Вами поддерживаемый :)
Диод Шоттки – см. схему, вместо диода с маркировкой 1N4007 – того, что справа (их там два).
А какие это диоды с линзой нигде подобных немогу найти? Модель?
Ну поищите на Али, их там как собак нерезаных.
спасибо автору за дельный советы, у меня cf 500-2a, читаю постоянно, кое-что применяю.
Идея с задним светом понравилась, а ее реализация поразила!)
Устанавливаю и себе!
Но заморачиваться с паяльником не хочу, поэтому нашел мастера на форуме, котрый мне 2 шт спаяет за 1500 руб.
Всем желающим вот ссылка
http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=145871#entry2036218
Ну, провода все равно паять придется :). Я имею в виду – на квадре. Можно, конечно, скрутками обойтись, но пайка надежнее. Вообще, установка заднего света не такая простая, т.к. довольно много проводов тянуть и во много точек припаиваться.
Это все, конечно припаяю. А вот с микросхемой не хотелось заморачиваться.
Подскажи, как найти светильнички как у тебя на али? По какому запросу?
Запрос: «3w led eagle eye». Причем внимательно смотри, чтобы были такие же, как у меня, а то китайцы запросто могут подсунуть 1-ваттные.
Подскажите пжл. можно ли к данной схеме подлючить светодиодную лампу мощностью 10 w или что то нужно заменить ,а то заказал с алиэкспресс и вот теперь думаю подойдет ли. Заранее спасибо
Да, можно, этот транзистор мощный, потянет без проблем.
Доброго дня! Спасибо за статью. Прекрасная статья! В принципе, как и все, которые собраны на Вашем ресурсе. Я – владелец Х6. Решил пойти по Вашим стопам, используя материалы сайта, как непосредственное руководство к действию. Первый тюнинг как раз «задний свет». До момента подхода к реализации проекта я паяльник в руки ни разу в жизни с целью, чего-либо сделать, не брал. А здесь не только взял, но и по материалам сайта сваргнали вполне работоспособную схему! Получилось с первого раза, чему несказанно рад.
Добавлю к словам Ярослава, который чётко описал особенности процесса установки на Х6 немного фото, если позволите, которые помогут ребятам определиться «какой проводи резать и подпаять» )
Вот подкапотное пространство Х6. Колодки (12 pin и 9 pin), о которых писал Ярослав, находятся в верхней части капота, немного правее от центра. Собраны в большой «мешочек», стянутый пластиковым многоразовым хомутом.
https://img-fotki.yandex.ru/get/6503/3236121.4c/0_bfb91_7d833bac_-1-XL.jpg
вот они же чуть ближе
https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/3236121.4c/0_bfb93_c6896bf8_XL.jpg
Внимание! То, что описал Ярослав выше касательно подпитки «+» от коричневого провода в 9 pin разъёме (подстветка приборки по электрохеме), будет работать исключительно при включённых габаритах или ближнем свете фар! Поэтому, если ездите в обычной жизни без них, берите «+» с других проводов (например, как описано в статье про «допсвет на квадр»). Я оставил так же, как Ярослав, т.к. всегда катаюсь со включённым ближним светом (привычка от авто).
Вот эти проводки, чтобы было видно, как они выглядят. Выделил их отвёрткой.
https://img-fotki.yandex.ru/get/9094/3236121.4d/0_bfb96_2547429d_-1-XL.jpg
Всё остальное, как по нотам, делал по этой статье. Результат – всё работает.
Всем удачи!
Супер, спасибо за подробности!
Присоединяюсь!!!! Все получилось!!!! Спасибо!!!!
День добрый, сопротивление какой мощности поставили?
Вопрос конечно не только по дополнительному свету а в целом по электрике. подключил доп свет и обогрев ручек на дополнительную розетку под капотом. Стал проверять как проседает напряжение под нагрузкой, замерял на клемах аккума, что интересно при включении дополнительного света на 72 ватта и китайского обогрева ручек на холостом ходу напряжение проседает незначительно в целом на 03 – 04 вата, а при увеличении оборотов двигателя до2000 3000 – напряжение проседает До 9-10 ватт.
Это норма? Или что не так?
Вообще, это странно очень. Вы напряжение где именно замеряли? На аккумуляторе? Там по идее должно быть в районе 13,8 вольт при работающем моторе.
Подскажи, пожалуйста, сколько Ватт выдержит такая схема?
Транзистор на 50 ампер – то есть, теоретически до 600 Вт, но это при наличии охлаждения, толстых проводах и пр.
Я бы ориентировался на 200 Вт максимум. И то не знаю, как он будет греться.
Спасибо. Да мне бы 3 лампы по 18 Вт запитать.
Подсоединить ни хрена не получилось теперь только R постоянно горит
Очевидно, к этому привела ошибка при подключении.
Здравствуйте ! а куда вы зацыпили массу по факту?