Сайт о скутерах и скутеристах. Квадриках и квадроциклистах.

Динамометрический ключ я когда-то попросил подарить себе на день рождения, потому что для меня этот инструмент был непонятный и денег за него отдавать было жалко :). А когда я его обрёл, оказалось, что динамометрический ключ – это то, без чего жить очень грустно.

Для чего он вообще нужен? В отличие от любого «простого» ключа динамометрический ключ позволяет затягивать резьбовые соединения с предписанным моментом силы. Например, колёсные гайки автомобиля следует затягивать не абы как, прыгая двумя ногами на балоннике, а с моментом силы 100 Нм (ньютон-метры). Это гарантирует две важнейшие вещи: во-первых, гайка не раскрутится самопроизвольно, во-вторых, резьба не будет перетянута и повреждена.

Итак, вот мой динамометрический ключ FORCE 6474470. Этот ключ позволяет работать с усилием затяжки в диапазоне 42-210 Нм, имеет посадочное место под сменные торцевые головки размером 1/2". Длина ключа – 60 см, что позволяет создавать необходимое усилие просто с помощью руки. При выборе рабочего диапазона ключа нужно ориентироваться на серединное значение. Например, если вы в основном работаете с соединениями 100-120 Нм, то вам как раз подойдёт такой ключ, как у меня.

Динамометрический ключ FORCE 6474470

Необходимый момент силы (затяжки) устанавливается с помощью двух шкал методом суммирования. Например, нужно выставить 100 Нм. Для этого поворачиваем ручку до тех пор, пока её торцевая часть не пересечёт отметку «98», а центральная риска не установится на цифре «2». Итого получается нужная нам величина момента 100 Нм.

Шкала момента

Теперь можно затягивать гайки. Когда момент затяжки уравняется с нашей настройкой, ключ издаст ощутимый (тактильно и по звуку) щелчок, дальше нажимать не надо.

Затягиваем гайку

Ключ очень удобно лежит в руке, да и вообще хороший инструмент приятно держать.

Разумеется, для удобства работы у ключа есть трещотка и переключатель вращения.

Головка ключа

После работы нужно «обнулить» выставленную настройку, чтобы механизм ключа не был под натяжением. Это важно, так как в противном случае с течением времени ключ может разрегулироваться. Надо заметить, что динамометрические ключи требуют периодической проверки и регулировки, эта операция производится в специальных мастерских. Обычно её проводят через каждые 10 тыс срабатываний ключа. Понятно, что в домашних условиях эта цифра недостижима, но тем не менее.

Я использую данный ключ в основном для колёсных гаек, потому что часто приходится снимать-ставить колёса на квадроцикле, а также автомобиле. Также пользовался им при замене стоек авто и разборке вариатора квадра. Я докупил для него различные торцевые головки нужных размеров, а также небольшой удлинитель. Помимо динамометрического, у меня есть ещё два ключа-трещотки под головки 1/2", так что головки работают как универсальные.

К сожалению, сейчас динамометрические ключи довольно дороги, аналог моего стоит порядка 3 тысяч рублей, но если вы часто работаете с силовыми резьбовыми соединениями, то такой ключ окупится очень скоро – даже удовольствием от работы, уж не говорю про практическую пользу.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

10 комментариев: Динамометрический ключ FORCE

  • Вещь в хозяйстве нужная,-) и не заменимая кто ремонтирует технику сам. Приобрел именно данной фирмы пару таких ключей; 5-25Nm и 19-110Nm брал именно под переборку эндурика (XR250) качество девайсов отменное.

  • Согласен. Тоже имею такой же инструмент. Очень помогает по хозяйству. Особенно после того, как сорвал пару шпилек на своей авто. :)

  • Ещё несколько основных моментов:
    1. В советской литературе говорится, что нужно делать два щелчка такими ключами, то есть затягиваем слышим щёлк, отпускаем натяг ключа и снова тянем и слышим снова щёлк = всё ваша гайка затянута.
    2. Реверс на динамометрическом ключе не для откручивания гаек, а для затяжки болтов с левой резьбой. Ещё реверс можно применять при разборке какого либо узла если неизвестен момент затяжки болтов и гаек (как определять см. дальше). В интернете есть таблица средних значений для всех типов размеров и резьб, но часто производитель меняет момент затяжки. Поиск производится так: по таблице выставляем значение на ключе и пробуем открутить, если слышен щелчок, то значит нужно увеличить Нм на ключе, увеличиваем то тех пор пока болт/гайка не пойдёт без щелчка. Труд кропотливый и зачастую особо не нужный :) достаточно средних значений в таблице.
    3. Ключ при работе удерживается только за ручку там где нанесены гравировка/краска/прорезинено. Если ключом работать взяв его по середине или нарастить трубой, то усилие к гайке будет больше/меньше чем вы выставили на ключе.
    4. У каждого ключа есть свой цикл работы между поверками, если данный цикл превысить, то считается (и не без основательно), что ключ не будет отвечать заданной точности и погрешность измерения будет увеличиваться, чем дольше без поверок тем сильнее будет погрешность измерений. В наше интересное время стоимость поверки БОЛЬШЕ стоимости нового ключа. Кстати из-за этого казуса с ценами, ключом лучше лишний раз не крутить всякую туфту, а поберечь для той работы, что он предназначен, а то со временем будет у вас обычная трещотка :)
    5. Самые точные динамометрические ключи – это стрелочные.
    6. Покупать лучше всего те ключи, которые изначально имеют поверочный сертификат (FORCE и Ombra имеют такой).

  • Купил такой же ключ по вашему совету,а теперь и думаю применять его для откручивания гайки ведущего диска вариатора,что бы грузики поменять или нет????
    Может за один раз я его все же не испорчу???

    • Нужно просто ослабить ручку регулировки момента и фиксации до нуля и даже меньше, чтобы она просто легко крутилась. Тогда механизм момента задействован не будет, и можно крутить, как обычной трещоткой.

      • спасибо за ответ!!!а на самом конце ручки тоже че то крутить надо,первое фото черного цвета??? у меня в инструкции все по английски написано,не селен я в этом языке!!!

        • Черная гайка – это стопор-блокиратор. Ну или что-то с неизвестной функциональностью ;).

  • Спасибо за статью
    Всё так вещь нужная и будет приобретена :-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запчасти для квадроциклов
Запчасти для квадроциклов
Реклама