Динамометрический ключ я когда-то попросил подарить себе на день рождения, потому что для меня этот инструмент был непонятный и денег за него отдавать было жалко :). А когда я его обрёл, оказалось, что динамометрический ключ – это то, без чего жить очень грустно.
Для чего он вообще нужен? В отличие от любого «простого» ключа динамометрический ключ позволяет затягивать резьбовые соединения с предписанным моментом силы. Например, колёсные гайки автомобиля следует затягивать не абы как, прыгая двумя ногами на балоннике, а с моментом силы 100 Нм (ньютон-метры). Это гарантирует две важнейшие вещи: во-первых, гайка не раскрутится самопроизвольно, во-вторых, резьба не будет перетянута и повреждена.
Итак, вот мой динамометрический ключ FORCE 6474470. Этот ключ позволяет работать с усилием затяжки в диапазоне 42-210 Нм, имеет посадочное место под сменные торцевые головки размером 1/2". Длина ключа – 60 см, что позволяет создавать необходимое усилие просто с помощью руки. При выборе рабочего диапазона ключа нужно ориентироваться на серединное значение. Например, если вы в основном работаете с соединениями 100-120 Нм, то вам как раз подойдёт такой ключ, как у меня.
Необходимый момент силы (затяжки) устанавливается с помощью двух шкал методом суммирования. Например, нужно выставить 100 Нм. Для этого поворачиваем ручку до тех пор, пока её торцевая часть не пересечёт отметку «98», а центральная риска не установится на цифре «2». Итого получается нужная нам величина момента 100 Нм.
Теперь можно затягивать гайки. Когда момент затяжки уравняется с нашей настройкой, ключ издаст ощутимый (тактильно и по звуку) щелчок, дальше нажимать не надо.
Ключ очень удобно лежит в руке, да и вообще хороший инструмент приятно держать.
Разумеется, для удобства работы у ключа есть трещотка и переключатель вращения.
После работы нужно «обнулить» выставленную настройку, чтобы механизм ключа не был под натяжением. Это важно, так как в противном случае с течением времени ключ может разрегулироваться. Надо заметить, что динамометрические ключи требуют периодической проверки и регулировки, эта операция производится в специальных мастерских. Обычно её проводят через каждые 10 тыс срабатываний ключа. Понятно, что в домашних условиях эта цифра недостижима, но тем не менее.
Я использую данный ключ в основном для колёсных гаек, потому что часто приходится снимать-ставить колёса на квадроцикле, а также автомобиле. Также пользовался им при замене стоек авто и разборке вариатора квадра. Я докупил для него различные торцевые головки нужных размеров, а также небольшой удлинитель. Помимо динамометрического, у меня есть ещё два ключа-трещотки под головки 1/2", так что головки работают как универсальные.
К сожалению, сейчас динамометрические ключи довольно дороги, аналог моего стоит порядка 3 тысяч рублей, но если вы часто работаете с силовыми резьбовыми соединениями, то такой ключ окупится очень скоро – даже удовольствием от работы, уж не говорю про практическую пользу.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Вещь в хозяйстве нужная,-) и не заменимая кто ремонтирует технику сам. Приобрел именно данной фирмы пару таких ключей; 5-25Nm и 19-110Nm брал именно под переборку эндурика (XR250) качество девайсов отменное.
Да, Force очень приятный во всех отношениях инструмент!
Согласен. Тоже имею такой же инструмент. Очень помогает по хозяйству. Особенно после того, как сорвал пару шпилек на своей авто. :)
Ещё несколько основных моментов:
1. В советской литературе говорится, что нужно делать два щелчка такими ключами, то есть затягиваем слышим щёлк, отпускаем натяг ключа и снова тянем и слышим снова щёлк = всё ваша гайка затянута.
2. Реверс на динамометрическом ключе не для откручивания гаек, а для затяжки болтов с левой резьбой. Ещё реверс можно применять при разборке какого либо узла если неизвестен момент затяжки болтов и гаек (как определять см. дальше). В интернете есть таблица средних значений для всех типов размеров и резьб, но часто производитель меняет момент затяжки. Поиск производится так: по таблице выставляем значение на ключе и пробуем открутить, если слышен щелчок, то значит нужно увеличить Нм на ключе, увеличиваем то тех пор пока болт/гайка не пойдёт без щелчка. Труд кропотливый и зачастую особо не нужный :) достаточно средних значений в таблице.
3. Ключ при работе удерживается только за ручку там где нанесены гравировка/краска/прорезинено. Если ключом работать взяв его по середине или нарастить трубой, то усилие к гайке будет больше/меньше чем вы выставили на ключе.
4. У каждого ключа есть свой цикл работы между поверками, если данный цикл превысить, то считается (и не без основательно), что ключ не будет отвечать заданной точности и погрешность измерения будет увеличиваться, чем дольше без поверок тем сильнее будет погрешность измерений. В наше интересное время стоимость поверки БОЛЬШЕ стоимости нового ключа. Кстати из-за этого казуса с ценами, ключом лучше лишний раз не крутить всякую туфту, а поберечь для той работы, что он предназначен, а то со временем будет у вас обычная трещотка :)
5. Самые точные динамометрические ключи – это стрелочные.
6. Покупать лучше всего те ключи, которые изначально имеют поверочный сертификат (FORCE и Ombra имеют такой).
Супер, спасибо за ценные добавления!!
Купил такой же ключ по вашему совету,а теперь и думаю применять его для откручивания гайки ведущего диска вариатора,что бы грузики поменять или нет????
Может за один раз я его все же не испорчу???
Нужно просто ослабить ручку регулировки момента и фиксации до нуля и даже меньше, чтобы она просто легко крутилась. Тогда механизм момента задействован не будет, и можно крутить, как обычной трещоткой.
спасибо за ответ!!!а на самом конце ручки тоже че то крутить надо,первое фото черного цвета??? у меня в инструкции все по английски написано,не селен я в этом языке!!!
Черная гайка – это стопор-блокиратор. Ну или что-то с неизвестной функциональностью ;).
Спасибо за статью
Всё так вещь нужная и будет приобретена :-)